
Оглавление
- Что значит запатентовать название фирмы и логотип
- Зачем нужно патентование названия и логотипа
- Какие логотипы и названия нельзя использовать
- Что делать, если обнаружились похожие названия или логотипы
- Где и как запатентовать логотип и название
- Чеклист: как запатентовать логотип и название и защитить бизнес
Любое предприятие хочет выделяться на рынке, но чтобы такая индивидуализация работала, нужно запатентовать название и логотип на рынке. Регистрация поможет вашей фирме укрепить свои позиции на рынке, защищать свои права. После получения свидетельства на свои объекты регистрации, вы сможете выйти на маркетплейсы, запустить франшизу или потребовать денежные выплаты в случае нарушения конкурентами прав. Расскажем о преимуществах регистрации логотипа и наименования, как запатентовать логотип и как запатентовать название.
Зарегистрировать логотип в Роспатенте с патентным поверенным
Что значит запатентовать название фирмы и логотип
Сделаем оговорку, что термин "патентование" применяется в области патентного права и применительно к объектам интеллектуальной собственности, которые охраняются патентом. В нашем же случае необходимо использовать термин "регистрация" товарного знака. Но в обиходе часто используется термин "патентование", поэтому для удобства восприятия, в данной статье мы будем использовать его.
Чтобы спокойно вести предпринимательскую деятельность, нужно запатентовать логотип и название. Патентование названия и логотипа может принести дополнительные выгоды:
- передача бизнеса по договору франчайзинга, т.е. передача модели ведения деятельности в аренду за вознаграждение;
- возможность сотрудничать с крупными магазинами или выйти на маркетплейсы;
- постановка товарных знаков на учет, что повысит стоимость бизнеса.
Логотип, как правило, представляет собой художественное оформление бренда. Это ключевой элемент, который позволяет клиентам и партнёрам легко узнавать вашу продукцию. Картинка, эмблема, 3D модель относятся к логотипу.
Название - это общее понятие, которое представляет собой товарный знак в словах. Можно запатентовать название фирмы, запатентовать название сайта, запатентовать название продукта.
Сюда относятся:
- название страницы в социальной сети;
- наименование музыкальной группы;
- наименование книги, фильма;
- личный бренд актера, дизайнера и других творческих специалистов;
- название курса и многое другое.
Зачем нужно патентование названия и логотипа
Пока бренд не прошел официальную регистрацию, другие предприниматели могут законно использовать элементы этого бренда. Недобросовестные лица могут даже запатентовать название чужого сайта, получить патент на наименование компании, чтобы пытаться с владельца бренда получить компенсацию.
Патентование названия и логотипа нужно для того, чтобы юридически защитить компанию от недобросовестных конкурентов.
После того, как владелец получил патент на название и логотип, бренд получает возможность использовать название и логотип в работе. Также регистрация дает следующие преимущества:
- правовая защита от копирования;
- невозможность регистрации аналогичного названия другим лицом;
- зарегистрированные названия и лого становятся активом, приносящим прибыль;
- возможность передавать права на объекты иным лицам по сделкам.
Какие логотипы и названия нельзя использовать
Роспатент может отказать в патентовании наименования и патентовании логотипа, если они не подходят под следующие критерии:
1. Общеупотребительные обозначения
Если слово используется в обиходе и вызывает стойкие ассоциации, то вряд ли вам дадут возможность взять такое слово в качестве названия. Например, нельзя назвать пекарню "Булочка" или компанию по изготовлению мебели "Диван". Название и логотип должны быть уникальными и отличать вас, а не теряться среди других.
2. Общепринятые символы и термины
Здесь речь идет о терминах, которые часто употребляются в определенной сфере. Например, нельзя назвать магазин батарей "Радиатор", так как это технический термин.
3. Описание характеристик товара
Нельзя регистрировать названия, которые прямо описывают свойства продукта. Например, порошок "Чистящий" не пройдет регистрацию. Сюда же относятся такие характеристики как "лучший", "свежий", места производства товаров "Рязанский", материалы "деревянный" и т.п.
4. Названия, которые путают потребителя и не соответствуют действительности.
Например, бренд одежды из Иваново не сможет зарегистрировать название "Итальянская марка". Раз компания находится не в Италии и с этой страной никак не связана, то и оформление ассоциаций с Италией незаконна.
5. Нарушение общественных интересов или общепринятых норм нравственности.
Не зарегистрируют те названия, которые противоречат нормам морали. Сюда могут относится оскорбления или умаление достоинства отдельной национальной или религиозной группы.
6.Официальные наименования и государственные символы
Регистрация также невозможна, если название содержит любые объекты, которые оформлены за государством.
7. При наличии сходства со знаками других компаний
Нельзя зарегистрировать логотип и название, которые схожи с зарегистрированными объектами других брендов. Для этого перед регистрацией нужно проверить логотип и название на уникальность.
Получить патент на название можно только в том случае, если нет аналогичных объектов в базе регистрации. Проверку нужно провести до того, как вы начнете оформлять заявку и собирать документы.
Проверить, можно ли зарегистрировать название, возможно самостоятельно еще до подачи заявки в Роспатент. Существуют несколько бесплатных сервисов, которые могут помочь, некоторые из них также работают с логотипами.
1. Открытый реестр Роспатента - это основная база данных, на которой основаны многие другие сервисы. Для проверки нужно ввести название в строку поиска, и система покажет все похожие наименования на кириллице и латинице. Недостаток в том, что реестр не отображает информацию о заявках, которые находятся в процессе рассмотрения, также выдает сильно много ответов на запрос.
2. Сервис WIPO позволяет искать схожие названия по всему миру, но у него англоязычный интерфейс. В базе содержится ограниченное количество российских товарных знаков - только те, что имеют международную регистрацию.
3. Linkmark.ru проверяет как названия, так и логотипы. Чтобы оценить возможность регистрации логотипа, нужно описать изображение словами, что может оказаться сложным. Поиск по графическим элементам платный, но есть возможность посмотреть наименования, еще не прошедшие регистрацию.
4. Legal-support.ru проводит проверку не только по зарегистрированным знакам, но и по заявкам в РФ. Хотя графические элементы сервис не проверяет, он предоставляет информацию о вероятности регистрации названия.
5. Brand-search.ru - это база для проверки названий, в том числе тех, которые ещё находятся на стадии рассмотрения заявки. Поиск проводится по всем зарегистрированным базам данным товарных знаков. База автоматически обновляется, поэтому информация в ней актуальна.
Эти сервисы помогут оценить уникальность названия или логотипа, но ни один из них не может гарантировать, что знак можно будет зарегистрировать. Особенно это касается международных брендов.
Что делать, если обнаружились похожие названия или логотипы
В ходе проверки на уникальность вы можете найти похожие обозначения. Это может поставить под угрозу вашу заявку и права на бренд. Чтобы разобраться в ситуации, нужно предпринять следующие шаги:
1. Проверьте степень сходства
Первым шагом необходимо оценить степень схожести вашего названия или логотипа с уже зарегистрированным. Сходство может быть визуальным, фонетическим или смысловым. Даже если название или логотип выглядят по-разному, но произносятся схоже или вызывают одинаковые ассоциации, это может стать основанием для отказа в регистрации.
Для этого можно воспользоваться специальными сервисами, такими как реестр Роспатента или платные платформы для проверки уникальности товарных знаков.
2. Определите область регистрации знаков
Может случиться так, что похожие объекты зарегистрированы в другом классе товаров и услуг. Тогда вы сможете зарегистрировать свой товарный знак.
3. Проанализируйте возможность мирного урегулирования
Если обнаруженный товарный знак слишком похож и принадлежит другой компании, можно попробовать договориться. Мирное урегулирование вопроса через переговоры может помочь вам избежать судебных разбирательств. В некоторых случаях правообладатель может согласиться на передачу прав за определенное вознаграждение.
4. Проверьте дату регистрации конкурирующего знака
Нужно уточнить, когда был зарегистрирован логотип или название конкурента. Если он не использовался на протяжении трех лет, вы можете подать заявление о его аннулировании на основании неиспользования. После этого можно подавать свою заявку на регистрацию.
5. Оспаривание регистрации
Если есть основания полагать, что конкурент незаконно зарегистрировал знак, то можно оспорить регистрацию. Это особенно актуально, если ваш бренд использовался задолго до того, как схожий знак был зарегистрирован конкурентом. В этом случае вы можете доказать приоритетность вашего права.
Трудно самостоятельно разобраться в ситуации, когда были найдены похожие объекты. Лучше обратиться к профессиональным патентным поверенным. Они помогут вам оценить риски, расскажут, как запатентовать логотип и получить патент на название фирмы или получит патент на имя предпринимателя.
Если уровень сходства слишком велик и другие варианты решения проблемы не подходят, возможно, самым простым вариантом будет изменить название или логотип. Тогда получится запатентовать новое название фирмы и логотип. Внесение небольших правок в визуальный стиль или фонетическое звучание может помочь избежать конфликта с конкурентами и упростить процесс получения патента названия и изображения.
Обнаружение похожих названий или логотипов - не повод для паники. Важно грамотно оценить ситуацию, изучить доступные юридические возможности и действовать стратегически. Помните, что защита вашего бренда - это долгосрочная инвестиция в безопасность и успех вашего предприятия.
Где и как запатентовать логотип и название
Органом, ответственным за регистрацию, является Роспатент.
Можно запатентовать название и логотип самостоятельно или через патентных поверенных. Если вы хотите зарегистрировать все самостоятельно, то вам понадобиться личный кабинет на Госуслугах и ЭЦП.
Лучше подавать заявку онлайн - тогда будет скидка на пошлину.
Свидетельство о регистрации выдается на основе заявки и приложений к ней.
Заявка на патент подается на русском языке. Если среди приложений есть иностранные документы, их нужно перевести.
Для правильного оформления заявки нужно указать:
- данные заявителя и его представителя;
- адресата заявки;;
- код страны;
- данные об объектах регистрации;
- данные об оплате пошлины;
- подпись и дату.
Нужно быть внимательным и заполнять заявку без ошибок.
К заявке нужно приложить:
- описание товарного знака;
- его внешний вид;
- квитанцию об оплате пошлины;
- список товаров, где будет использоваться знак.
Этапы процедуры
- Разработка логотипа, создание название, проверка их на уникальность.
- Создание заявки на регистрацию, сбор документов.
- Подача заявки в Роспатент
- Проверка регистрирующим органом соблюдения формальных требований.
- Проверка Роспатентом уникальности объекта регистрации.
- Принятие решения о выдаче свидетельства, регистрация.
В ходе регистрации Роспатент может запрашивать дополнительные документы или сведения.
Если вы хотите сэкономить время и деньги, а также с высокой степенью вероятности зарегистрировать знак, то нужно обращаться к патентным поверенным. Желательно перед обращением проверять репутацию компании или специалиста, чтобы не натолкнуться на мошенников.
Лучше выбирать юристов, которые специализируются на регистрации товарных знаков.
Во-первых, такие специалисты зарегистрированы в реестре, они сдают экзамен, соответственно владеют теоретической базой порядка регистрации.
Во-вторых, специализация патентных поверенных на регистрации и защите брендов приводит к тому, что они знают нюансы процедуры в практической плоскости.
В-третьих, у таких специалистов есть полный доступ к базам данных, что позволяет тщательнее проводить предварительную проверку бренда перед регистрацией.
Чек-лист: как запатентовать логотип и название и защитить бизнес
1. Логотип и наименование могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков. Это позволит защитить бизнес от копирования, дает возможность наказывать нарушителей в случае незаконного использования.
2. Прежде чем регистрировать знак, нужно проверить его на уникальность. Используйте для этого реестры Роспатента и другие специализированные сервисы.
3. Убедитесь, что ваши лого и название соответствуют обязательным требованиям Роспатента: не содержат общеупотребительные слов, описания характеристик товара, соответствуют морально-этическим нормам и т.д.
4. Для регистрации соберите все необходимые документы и заполните заявку. В заявке важно правильно описать товарный знак и указать нужные классы, где бренд будет защищаться.
5. Мониторьте возможные нарушения
Следите за рынком, чтобы вовремя выявить случаи незаконного использования вашего названия или логотипа.
6. В случае обнаружения нарушений подавайте возражения на регистрацию или направляйте претензию нарушителю
Если кто-то пытается зарегистрировать знак, похожий на ваш, вы имеете право подать возражение на регистрацию.
Если кто-то незаконно использует товарный знак, вы вправе взыскать компенсацию, требовать уничтожения контрафактного товара за счет нарушителя.
7. Обратитесь к профессионалам
Для максимальной защиты вашего бренда рекомендуется работать с патентными поверенными, которые помогут грамотно оформить и зарегистрировать товарный знак.
