Оглавление
- Кто может подать заявку на товарный знак
- Какие поля обязательно заполнить в заявке на товарный знак
- Как составить описание товарного знака
- Как заполнять классы МКТУ в заявке
- Обязательно ли уплачивать пошлину до подачи заявки
- Когда Роспатент может отказать в приеме заявки
- Какие ошибки возникают при самостоятельном заполнении заявки
- Какие документы нужно прикладывать к заявке
- Когда придет ответ по заявке
Кто может подать заявку на товарный знак
Подать заявку на регистрацию товарного знака могут следующие лица:
1. Компании и индивидуальные предприниматели
Эти субъекты чаще всего обращаются с заявкой на регистрацию товарного знака. Благодаря регистрации предприниматели предотвращают нарушение конкурентами своих исключительных прав на бренд.
2. Самозанятые
С недавних пор данная категория лиц также может обратиться с заявлением на регистрацию товарного знака. Это особенно актуально для людей, занимающихся фрилансом или другими видами самостоятельной деятельности, которые хотят защитить свои уникальные разработки.
3. Предприниматели, зарегистрированные в других странах
Иностранные компании могут подать заявку в регистрирующий орган в нашей стране и оформить права на свои бренды.
Зарегистрировать товарный знак с патентным поверенным
Куда подавать заявку на товарный знак
В России регистрацией прав на бренд занимается подразделение Роспатента - ФИПС. Именно этот орган рассматривает все поступившие документы и выдает свидетельство
Способы подачи заявки
1. Почта
Для регистрации в подразделении Роспатента вашего знака, отправьте документы по юридическому адресу ФИПС. Убедитесь, что все документы оформлены правильно и включают все необходимые сведения.
2. Факс
Отправьте документы по факсу на номер: +7 (495) 531-63-18 или +7 (499) 243-33-37. В этом случае также важно убедиться, что все документы четко читаемы и правильно оформлены.
3. Электронно через специальный сервис.
Воспользуйтесь сервисом на сайте ФИПС.
Для этого способа необходимо создать личный кабинет и получить ЭЦП.
4. Через Единый портал государственных услуг
Зарегистрируйтесь на портале Госуслуг и подайте заявку через него. Этот способ удобен для тех, кто уже имеет подтвержденную учетную запись на портале. Хотите узнать подробнее о порядке подачи заявки через Единый портал государственных услуг? Смотрите об этом гайд:
Какие поля обязательно заполнить в заявке на товарный знак
Для составления заявления на регистрацию нужно заполнить следующие сведения:
1. Информация о лице, которое обращается за регистрацией
2. Идентификаторы заявителя
Это может быть ИНН, ОГРН и другие данные, которые помогут однозначно идентифицировать заявителя.
3. Данные о стране проживания заявителя, если это не Россия
4. Данные для связи
5. Данные о представителе
Если заявитель действует через доверенное лицо, необходимо указать его данные.
6. Изображение товарного знака
Это обязательное поле для заполнения, оно есть в форме заявления. Обратите внимание на использование плотной бумаги для печати изображения.
7. Описание заявляемого обозначения с указанием всех элементов.
8. Вид знака.
9.Элементы знака, которые не подлежат охране.
10. Перечень товаров или услуг, для которых нужен знак
Перечисление должно основываться на МКТУ.
11. Информация об оплате пошлины.
12. Список приложений
Как составить описание товарного знака
Правильное заполнение описания товарного знака - важный этап в процессе регистрации знака и в процессе заполнения заявки. От точности и полноты описания зависит успех вашей заявки на регистрацию товарного знака.
Как правильно составить описание?
1. Укажите вид товарного знака
Во-первых, нужно указать вид товарного знака. Они бывают разные: в виде слова, в виде изображения, звуковые и т.д.
2. Опишите внешний вид знака
Подробно опишите цветовую гамму, форму, расположение элементов и любые другие отличительные черты.
3. Укажите цветовые характеристики
Если ваш знак цветной, обязательно укажите используемые цвета. Это поможет избежать конфликтов с другими зарегистрированными знаками и уточнит уникальные особенности вашего знака.
4. Перечислите неохраняемые элементы
Если в знаке присутствуют широко употребимые элементы или элементы общего характера, это нужно отразить в заявке.
5. Выберите классы, в которых будет предоставлена охрана
Для этого воспользуйтесь классификатором МКТУ.
6. Приоритет заявки и предыдущие заявки
Если вы воспользовались международной процедурой регистрации товарного знака, то стоит об этом упомянуть.
Что такое представитель и заявитель и кто может быть представителем
Заявитель - это лицо, которое обращается в ФИПС за регистрацией. Заявитель приобретает исключительные права на свой бренд только после получения свидетельства о регистрации.
Представитель - это лицо, которое имеет полномочия действовать от имени заявителя при подаче заявки. Представитель может выступать от имени заявителя только на этапе подачи заявки на регистрацию знака или на всех этапах, в том числе - этапе подготовки заявки и ее заполнения.
Чаще всего представителями выступают патентные поверенные. Это специалисты, аккредитованные патентными ведомствами, которые имеют специализированное образование в сфере интеллектуальной собственности. Также представителями могут выступать юристы, адвокаты, любые другие лица, которым заявитель передал свои полномочия через доверенность.
Во-первых, представители обладают глубокими знаниями в области патентного права, знают тонкости и нюансы процедуры регистрации.
Во-вторых, представители могут быстрее и эффективнее подготовить документы для подачи заявки.
В-третьих, профессиональные представители снижают вероятность ошибок в документации, что может ускорить процесс регистрации.
Что указывать в адресе для переписки
При оформлении заявки важно правильно указать контактные данные, так как именно на этот адрес будут направляться все официальные уведомления и документы от ФИПСа. Корректный адрес для переписки обеспечит своевременное получение важной информации от регистрирующего органа.
Основные требования к адресу для переписки:
1. Почтовый адрес
Укажите полный почтовый адрес, включая индекс. Это поможет избежать задержек при доставке корреспонденции. Адрес должен включать все необходимые элементы: улицу, номер дома, корпус, квартиру (если применимо), город, регион и почтовый индекс.
2. Телефон и факс
Включите контактный номер телефона для оперативной связи. Укажите номер факса, если он у вас есть, для получения факсимильных копий документов.
3. Электронная почта
Обязательно укажите актуальный адрес электронной почты. Электронная почта используется для отправки уведомлений и другой важной информации. Убедитесь, что электронная почта регулярно проверяется и корректно настроена для получения писем от ФИПСа.
4. Адрес представителя (если он у вас есть)
Если вы укажите контактные данные представителя, то ФИПС будет дублировать всю информацию и вашему представителю. Снижаются риски неполучения важных писем, а также есть вероятность более быстрого реагирования на запросы.
Как заполнять классы МКТУ в заявке
Прежде всего, необходимо понять, в какой отрасли вы хотите получить защиту бренда, какие услуги или товары будут промаркированы товарным знаком. Международный классификатор создан для облегчения процесса регистрации и защиты товарных знаков. Он разделен на несколько классов, в каждый из которых входит соответствующий перечень товаров и услуг.
Для поиска подходящих классов можно использовать онлайн-сервис для подбора классов МКТУ, а также сайты патентных ведомств или специализированные платформы.
После того как вы определили классы МКТУ для ваших товаров и услуг, их необходимо правильно указать в заявке.
В каком виде нужно прикладывать обозначение для регистрации
В заявке должно содержаться изображение вашего знака. Копия прикладывается отдельно в качестве приложения. Если это физическое изображение, его нужно поместить на картон размером 8 x 8 см. Если обращаетесь в ведомство онлайн, знак должен быть представлен в электронном виде в форматах TIF или DOC.
Обязательно ли уплачивать пошлину до подачи заявки
Оплатить обязательные взносы можно как до подачи заявки, так и после. Если пошлина не была уплачена до обращения в ФИПС, то регистрирующий орган направит уведомление о необходимости это сделать и даст два месяца на оплату.
Если пошлина не будет оплачена, то заявка будет считаться отозванной, т.е. вам вернут ее вместе с приложенными документами.
Что такое приоритет заявки и как его указывать в заявке
Приоритет - это преимущество заявителя перед иными лицами в вопросах регистрации бренда. Зарегистрировать свои права может то лицо, которое первое обратилось в подразделение Роспатента с заявлением на регистрацию товарного знака. Если после него другое лицо захочет оформить права на похожий бренд, ему откажут.
Однако на практике приоритет определяется не только датой подачи заявки в ФИПС, но и иными способами:
- подача заявки на товарный знак в другой стране по процедуре международной регистрации;
- участие в выставке и открытая демонстрация товара;
- внесение дополнительных стран и расширения сферы охраны знака.
Если вы попадаете под несколько критериев, то лучше указывать в заявке самое раннее событие.
На каком языке заполнять заявку на регистрацию товарного знака
Заявка подается на русском языке. Если среди приложений есть иностранные документы, их нужно перевести на русский. Исключение: имена, адреса в приложениях могут быть указаны на другом языке, чтобы ФИПС корректно опубликовал информацию в своих печатных изданиях.
Когда Роспатент может отказать в приеме заявки
Бывает, что заявка подается с нарушениями, тогда подразделение Роспатента ее не принимает. Он уведомляет об этом в течение 5 рабочих дней с момента обнаружения несоответствия обязательным требованиям
Причины отказа в рассмотрении заявки:
1. Отсутствует заявление о регистрации товарного знака
2. Нарушены правила оформления заявки. Например, нет контактных данных, адреса регистрации заявителя или она составлена на иностранном языке.
3. Электронная заявка подана с нарушениями. Например, не читаются или не открываются файлы.
При выявлении нарушения ФИПС сообщает об этом заявителю и дает возможность исправить неточности.
В каких случаях заявка может быть признана отозванной
Если ФИПС запросил у вас дополнительные материалы или сведения, а вы проигнорировали запрос, то заявка будет считаться отозванной. Стандартный срок на предоставление ответа - 3 месяца.
ФИПС может направить уведомление в следующих случаях:
- заявка заполнена без учета требований регистрирующего органа;
- отсутствует полный комплект необходимых документов;
- неверно отражены в заявке основные характеристики товарного знака;
- неверно указан перечень товаров
Какие ошибки возникают при самостоятельном заполнении заявки
Самая частая ошибка заявителей на этапе подаче заявки на регистрацию - неверное определение классов МКТУ. Это может повлечь за собой не только запрос дополнительных сведений со стороны регистрирующего органа, но и необходимость уплачивать дополнительные пошлины, проходить дополнительную экспертизу на следующих этапах.
Также часто заявители допускают ошибки в реквизитах, адресах. Нужно помнить, что ФИПС перепроверяет информацию о заявители по данным открытых источников.
Можно ли передать заявку другому лицу после подачи
Иногда обстоятельства складываются таким образом, что первоначальный заявитель вынужден передать свои права по заявке другому лицу. Это возможно в следующих случаях:
1. Реорганизация
В случае слияния, поглощения или другой формы реорганизации компании.
2. Продажа бизнеса
Отдельно в договоре о продаже прописывается передача всех прав, связанных с товарным знаком, в том числе - с поданной заявкой на регистрацию.
3. Заключение партнерских или инвестиционных соглашений
При передаче заявки сохраняется первоначальная дата подачи и приоритет, а новый заявитель получает все права по заявке.
Какие документы выдают после отправки заявки в Роспатент
После подачи заявки регистрирующий органа направляет уведомление о принятии. В нем содержится дата подачи заявки, ее номер, сведения о заявители и регистрируемом обозначении.
Какие документы нужно прикладывать к заявке
К заявке обязательно прикладывается описание регистрируемого объекта. Оно должно раскрывать сущность и особенности объекта регистрации. Когда товарный знак имеет визуальное обозначение, необходимо приложить его изображение.
Нужно приложить доверенность, если заявка подается через представителя.
Если пошлина уплачена до подачи заявки, то нужно приложить документ, который подтверждает оплату.
Когда товарный знак содержит зарегистрированные элементы, которые принадлежат другим лицам (цитаты, цвет, графические элементы), нужно предоставить подтверждение правомерности их использования.
Когда придет ответ по заявке
На первом этапе ФИПС проводит формальную проверку на соответствие требованиям закона. По завершении проверки регистрирующий орган направляет уведомление о прохождении первого этапа регистрации.
Если в процессе рассмотрения заявки выявляются недостатки, ФИПС может направить уведомление о запросе пояснений или дополнений. В запросе указывается, что нужно сделать, чтобы регистрирующий орган продолжил рассмотрение заявки.
Дальше идет экспертиза товарного знака по существу и, в случае успешного ее прохождения, регистрация объекта.
Однако чтобы дойти до последнего этапа нужно проделать большую работу. Помочь с составлением заявки на регистрацию товарного знака могут специалисты патентного бюро "Гардиум". У них за плечами сотни поданных заявок, сотни успешных кейсов по регистрации прав на бренды.