03.05.2024 10:00
Власть

Почему сибирские хозяйства неохотно страхуют урожай

Текст:  Корней Биждов (президент Национального союза агростраховщиков)
Российская газета - Экономика Сибири: №95 (9337)
Сегодня ни у кого нет никаких сомнений, что агрострахование - неотъемлемая часть государственной политики развития сельского хозяйства. Банк России в 2018 году определил векторы развития и задачи этого направления, и за пять лет многое уже реализовано. Совместно с Центральным банком и министерством сельского хозяйства нам удалось добиться более гибких условий, решена хроническая проблема недосубсидирования сельхозстрахования, повышена его доступность для малых форм хозяйствования. В прошлом году в стране начала действовать система дополнительного государственного стимулирования.
Читать на сайте RG.RU

Конечно, наибольшим спросом у наших сельхозпроизводителей пользуется агрострахование с господдержкой. В результате данный сегмент рынка наиболее активно растет. С 2022 года начала действовать программа страхования урожая на случай чрезвычайных ситуаций природного характера. Она предназначена в первую очередь для малых форм хозяйствования. Участие в ней дешевле и проще классических видов агрострахования, поскольку предусматривает серьезную господдержку при финансировании затрат - до 80 процентов от страховой премии оплачивает государство. Кроме того, она позволяет использовать упрощенную и ускоренную процедуру урегулирования убытков и получения страхового возмещения еще до сбора урожая.

Сегодня в программе участвуют аграрии 49 регионов России, а площадь застрахованных земель за последние два года выросла на 84 процента. Хорошо отработан механизм страховых выплат. За это время сельхозпроизводители в восьми пострадавших от природных катаклизмов субъектах РФ получили по этой программе около 290 миллионов рублей. Механизм регистрации массовых убытков отработан на примере Приморского края, который в 2022 году пережил масштабное наводнение. Очень важно, что короткий период урегулирования выплат при наступлении страховых случаев. На практике, как правило, это до пятнадцати дней после составления акта.

В результате к началу 2024 года доля застрахованных сельскохозяйственных земель впервые достигла пятнадцати процентов от общей площади российской пашни. Причем в 2022-м она составляла десять процентов. Конечно, это еще достаточно низкий процент охвата, но если вспомнить, что в 2018 году на всю Россию было только полтора процента застрахованных сельхозугодий, то рост впечатляет. За пять лет удалось увеличить долю охваченных земель в десять раз. В двадцати регионах страны это от 20 до 70 процентов сельхозугодий. В 2021-м впервые было застраховано овощеводство. Страхование озимого сева в 2023 году достигло 26 процентов. Особенно радует, что благодаря государственной программе и поддержке почти половина - 47 процентов - застрахованных сельхозпредприятий составляют малые формы хозяйствования.

Всего по итогам прошлого года застраховано 12,7 миллиона гектаров посевов и 13,5 миллиона условных голов скота. В этом году участниками будут аграрии более 60 регионов. Система страхования рисков в сельском хозяйстве сегодня доступна почти во всех субъектах РФ. Только пять регионов Крайнего Севера не включены в нее.

После паводков предстоит восстановить тысячи домов. Почему они не были застрахованы?

С 2021 года мы наблюдаем устойчивую тенденцию снижения тарифов агрострахования - в основном, конечно, за счет увеличения господдержки. В 2023-м в целом по стране было собрано восемь миллиардов рублей премий от страхования урожая, из них всего 600 миллионов в Сибири. Это направление наиболее распространено в Центральном и Приволжском федеральных округах.

Сибирский ФО, несмотря на то что находится в зоне рискованного земледелия, занимает по этому показателю пока только пятое место. А Алтайский край обладает самой большой площадью пашни в стране, но охват агрострахованием здесь ниже, чем в среднем по России. Впрочем, положительную динамику в регионе мы наблюдаем - объем страхования растениеводства за два последних года вырос на 24 процента.

Общая сумма премий от страхования сельскохозяйственных животных в стране в прошлом году достигла трех миллиардов рублей, из которых 219 миллионов приходится на Сибирь. СФО по этому показателю на третьем месте среди федеральных округов.

Охват в животноводстве у нас достаточно приличный (43 процента от общего поголовья), и его можно сравнивать с показателями в странах с развитой системой агрострахования. В свиноводстве эта доля еще выше - 64 процента, в птицеводстве - 61 процент. Эти две отрасли периодически несут серьезные убытки из-за распространения двух болезней - африканской чумы свиней и птичьего гриппа. Поэтому птицеводов и свиноводов не надо уговаривать страховать свои риски.

Профессор Цыганов: Оценивать работу губернаторов надо по страхованию жилья от ЧС

За 2021-2023 годы аграрии России получили в общей сложности 14,4 миллиарда рублей страховых выплат, что 2,2 раза больше, чем за три предыдущих года. За январь-февраль 2024-го добавилось еще 397 миллионов рублей. В некоторых регионах выплаты превысили страховые премии в 1,5-2,5 раза.

Так, есть пример, когда предприятие в Воронежской области получило более 900 миллионов рублей в связи с гибелью животных от африканской чумы свиней. А в Ставропольском крае сельхозкомпании выплатили 185 миллионов рублей за погибший от засухи урожай. Мы видим, что действующая сегодня в России система агрострахования со всеми ее проблемами и задачами, которые еще предстоит решать, может компенсировать и уже компенсирует риски и ущербы как на уровне одного хозяйства, так и на уровне регионов.

Регионы Алтайский край