Это инновационные продукты: не имеющее аналогов ударочувствительное покрытие обшивки летательного аппарата, лазерный ультразвуковой дефектоскоп-глубиномер и новейший аппаратно-программный комплекс Solirt Pro.
Как рассказали специалисты ЦАГИ, покрытие обшивки планера, предназначенное для обнаружения мест ударов, атмосферостойко, термически стабильно в интервале температур от -60°C до +100°C, устойчиво к воздействию плесневых грибков, минеральных масел и органических растворителей. В ближайшее время планируется его сертификация.
Лазерный ультразвуковой дефектоскоп-глубиномер способен с большой точностью определить глубину и размеры малозаметных ударных повреждений композитных агрегатов и оценить внутренние разрушения материала. На настоящий момент создан действующий макет прибора.
Аппаратно-программный комплекс ИК-термографии может обнаруживать скрытые производственные и эксплуатационные дефекты в композиционных обшивках деталей самолетов и вертолетов методом теплового контроля. В 2023 году был изготовлен первый предсерийный образец комплекса, сегодня ведутся его испытания и доводка.
Еще несколько лет назад Solirt Pro разрабатывался совместно с концерном Airbus Innovations. После введения антироссийских санкций и ухода Airbus с российского рынка ЦАГИ и "Солютерм" самостоятельно продолжили работы по развитию и внедрению данной технологии в России, - рассказал гендиректор "Солютерма" Дмитрий Померанцев.
К проекту присоединился новый индустриальный партнер - "Научно-инженерная компания", у которой долгий опыт работы с Boeing. Таким образом, подчеркивают специалисты, сформировался научно-технический задел, объединились компетенции отечественных научных центров, новые инженерные подходы ведущих производственных предприятий и понимание лучших западных практик.
Кроме того, сейчас разрабатывается линейка уникальных автоматизированных аппаратно-программных комплексов для термографической активной дефектоскопии поликомпозитов на базе нейросетей. Это новое слово в неразрушающем контроле композитных конструкций.
Все это очень важно: полимерные композиционные материалы прочно заняли свою нишу в современном авиастроении. В современных летательных аппаратах композиты составляют до 50- 52% от общей массы.