Власти по всему миру стараются оградить младшее поколение от негативного влияния сети на них. Так, в России, в частности, действует Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", который, в том числе, определяет информацию, побуждающую к совершению действий, представляющих угрозу здоровью, запрещенной для распространения среди детей.
В Великобритании же местный медиарегулятор Ofcom призвал технологических гигантов, занимающихся поисковыми системами и соцсетями, "укротить токсичные алгоритмы", рекомендующие несовершеннолетним пользователям вредный контент". В число предполагаемых требований к компаниям вошли строгие проверки возраста и модерация контента. Речь идет об информации, связанной с расстройствами пищевого поведения, членовредительством, оскорблениями, разжиганием ненависти и т.д. Кроме того, платформы должны будут защищать детей от онлайн-запугиваний и рекламы опасных онлайн-челленджей,
Если компании не будут соблюдать эти правила, то они могут получить штраф в размере нескольких миллиардов долларов, пишет The Verge.
"Предлагаемые нами кодексы твердо возлагают ответственность за обеспечение большей безопасности детей на технологические компании", - заявила исполнительный директор Ofcom Мелани Доус.
IT-гиганты должны будут ответить на предложения медиарегулятора до 17 июля, после чего их представят в парламент. Окончательная же версия требований, вероятно, выйдет весной 2025 года.
"Меры по регулированию доступа детей к контенту с определенным содержанием - это очень важная и нужная инициатива, за которой стоит понятная обеспокоенность взрослых и желание обезопасить детей, насколько это возможно", - считает психотерапевт платформы Alter и эксперт по цифровым сервисам в сфере ментального здоровья Маргарита Спасская.
По ее словам, часть контента является вредной или даже травмирующей для детской психики. Это может привести к усилению агрессивного поведения, нарастанию тревоги, снижению эмпатии, чувствительности к насилию и концентрации внимания. При этом оценить риски довольно сложно, поскольку общество еще не сталкивалось с подобным вызовом в таких масштабах.
"Вместе с тем можно с уверенностью сказать, что детская психика гораздо больше подвержена воздействию медиаконтента, чем взрослая, поскольку она еще в процессе формирования", - подчеркнула Спасская.
Еще одно негативное последствие связано с особенностями подросткового периода, для которого характерна "вирусная мода" на определенный контент, который так же может нести угрозу.
Немаловажен и вопрос управления вниманием и переключения внимания в детском и подростковом возрасте.
"Когда дети смотрят короткие видео, они могут по инерции смотреть все подряд, независимо от содержания, даже если им это неинтересно или не подходит. Таким образом ролик, случайно попавший в предложенные видео, в результате алгоритмического продвижения может набирать просмотры и становиться популярным, вовлекая все большее число детей, даже если он содержит потенциально вредный, неприятный или жестокий контент", - объяснила собеседница.
Однако подходить к регулированию этого вопроса нужно с осторожностью, поскольку при ограничениях доступа к какой-либо информации со временем появляются сложности выработки объективных критериев оценки контента. Как итог, в части случаев дети не смогут просмотреть полезный контент, поскольку он будет принят за "вредный".