- Мы приняли решение. Будем предоставлять господдержку бизнесу только при условии белой зарплаты сотрудников не ниже среднеотраслевой по стране, - заявил министр экономического развития Ставропольского края Денис Полюбин. - Продолжаем плотно взаимодействовать с налоговой службой. Коллеги анализируют информацию, передают ее нам, а мы работаем точечно с бизнесменами.
Министр считает, что результаты этой работы увеличат внутренний региональный продукт региона на 400 миллиардов рублей. Весьма значительная сумма, с учетом того, что в 2023 году показатель составил 1,2 триллиона рублей.
Еще один способ вывести бизнес из тени, заявляет руководство региона, - внедрение кассовых аппаратов. В минэке говорят, что в предпринимательстве занято 400 тысяч жителей Ставропольского края и важно, чтобы эта большая компания работала согласно общепринятой финансовой культуре.
Стоит отметить, что несколькими неделями ранее министерство труда и социальной защиты населения Ставрополья также называло цифру - порядка 20 тысяч человек, которых поручил легализовать федеральный минтруд.
- Нам устанавливаются планы вывода людей из теневой экономики. Надо отдать должное, у нас в крае ситуация не критическая. Однако есть сферы, где неформально трудоустроенных очень много, - заявила министр Елена Мамонтова. - Это сфера услуг или строительство. Бывают ситуации, когда на объект приходит строительная компания, а у нее в штате три работника. Конечно, хотелось бы, чтобы существовал налог на тунеядство, как было в советское время, или какой-то иной механизм наказания. Понимаю, что сейчас подобное неприемлемо, но в свое время это была эффективная мера.
Мамонтова также отмечает, что в деле легализации трудящихся приходится преодолевать не только экономические проблемы, но также и психологические: многие просто привыкли работать вне закона и не видят для себя иного способа. Даже если это лишает их каких-то благ и преференций.
Впрочем, как рассказали корреспонденту "РГ" эксперты на рынке труда, часто дело не в пагубных застарелых привычках. У работников бывают личные мотивы просить зарплату в кармане, например желание скрыть доход от кредиторов или каких-либо надзорных органов. Да и просто заработать больше, чем при официальном трудоустройстве. И находятся наниматели, согласные на компромиссы: за работу они платят серую зарплату, которая чуть больше, чем белая, но при этом экономят на налогах.
"Серое" трудоустройство искажает статистику рынка труда по всему Северо-Кавказскому региону, в том числе и на Ставрополье.
Кстати, недавно портал hh.ru заявил, что после подведения итогов рейтинга регионов по перспективности трудоустройства во втором квартале 2024 года Ставрополье потеряло две строчки и спустилось с 54-го места на 56-е. Примечательно, что регион в таблице находится выше, чем Москва, но до лидера списка - Татарстана - еще очень далеко.
"Сейчас на одну активную вакансию в регионе приходится всего 3,6 резюме (по Российской Федерации - 3,5), - отмечают эксперты портала. - Медиана предлагаемой зарплаты составляет 50,3 тысячи рублей (в начале первого квартала - 49,1 тысячи), при этом прожиточный минимум для трудоспособного населения - 14,5 тысячи. 78,4 процента соискателей в своих резюме отмечают, что однозначно не готовы к переезду, и только 1,2 процента, наоборот, хотели бы уехать из края".
Аналитики подчеркивают, что показатели Ставропольского края в целом не ухудшились. Просто другие регионы показали значительный рост в том, сколько их жители могут зарабатывать и благодаря этому хотят остаться именно там.
В Ставропольском крае потребность в специалистах превысила кадровый резерв, и теперь есть опасность дефицита работников. По прогнозу, регион к 2030 году будет нуждаться в 142 тысячах специалистов. В первую очередь нужны будут рабочие - это 37,2 процента всех предложенных вакансий.