В запросе, направленном в мэрию столицы КБР, мы попросили сообщить, насколько обоснованы жалобы жителей и действительно ли в городе уже свыше 10 лет ведется планомерное сокращение троллейбусных маршрутов. Также нас интересовало, предпринималась ли попытка сохранить троллейбусы, чем их заменяют и какова сегодня структура общественного транспорта Нальчика. Обратившись к главе города Таймуразу Ахохову, "РГ" выразила надежду на подготовку с его участием материала, который позволил бы жителям Нальчика получить ответы на эти злободневные вопросы. В официальном письме за подписью мэра, адресованном "РГ", ситуация разъясняется достаточно подробно.
Как нам сообщили, строительство троллейбусной сети в городском округе Нальчик началось в 1976 году. К 1984 году троллейбусный парк состоял из 65 машин, однако в последующие годы из-за физического и морального износа больше половины из них выбыло по причине неудовлетворительного технического состояния. В 2020 году МУП "Троллейбусное управление" было переименовано в МУП "Нальчикский транспорт". К этому времени на его балансе числилось 28 троллейбусов, из которых лишь 10 оставались на ходу.
Как объяснили в мэрии, с 2012 года МУП "Троллейбусное управление" являлось убыточным, на финансовую поддержку предприятия ежегодно выделялись субсидии из местного бюджета в размере от 10 до 30 миллионов рублей. Изношенным оказался не только троллейбусный парк, но и соответствующая инфраструктура. В результате, как сообщает мэр, семь троллейбусов, требующих капитального ремонта, были переданы в ГУП Ставропольского края (по информации "РГ", они были восстановлены и уже давно "бегают" по городским улицам). Однако в Нальчике, ссылаясь на высокую себестоимость содержания и эксплуатации электрического транспорта, решили сделать ставку на автобусы. На их закупку, согласно поданной заявке, муниципалитету выделили субсидии из республиканского бюджета, за счет которых были закуплены 44 автобуса.
По словам мэра, выбор в пользу автобусов среднего класса был сделан с учетом финансовой стороны вопроса. "Для сравнения: стоимость одной единицы троллейбуса на автономном ходу составляет более 30 миллионов рублей, а стоимость одного автобуса среднего класса - до 11 миллионов, - пояснил глава Нальчика Таймураз Ахохов. - При этом вместимость одного троллейбуса составляет 100 пассажиров, а автобуса - 77. Приобретение 44 автобусов, ставшее альтернативой 13 троллейбусам, позволило увеличить потенциальную провозную способность на 1512 пассажиро-мест. Кроме того, в отличие от электротранспорта, который привязан к конкретной траектории движения, автобусы более мобильны и позволяют корректировать схему движения с учетом изменения востребованности со стороны населения".
Подтвердилась также информация о демонтаже части контактной сети энергохозяйства. В прошлом материале мы написали об этом со ссылкой на местных жителей. Чиновники объяснили демонтаж сетей стремлением сделать городскую среду более эстетичной и комфортной для жителей. "В рамках приведения улично-дорожной сети в нормативное состояние в зону производства работ попали в том числе троллейбусные опоры и контактная сеть, которые подлежали демонтажу, - указал мэр Нальчика, отвечая на запрос "РГ". - Возможность переноса троллейбусных опор и контактной сети отсутствовала по причине ветхости данных сетей, а также отсутствия финансовой возможности. На текущую дату муниципальное унитарное предприятие "Нальчикский транспорт" является действующим. На предприятии трудятся более 200 человек. Наличие в собственности городского округа Нальчик автотранспортного предприятия позволяет непрерывно оказывать транспортные услуги на социально значимых маршрутах, регулировать тарифную политику. В целях поддержания платежеспособности МУП "Нальчикский транспорт" субсидируется за счет средств местного бюджета городского округа Нальчик. Мероприятия по обновлению подвижного состава позволили повысить качество оказываемых населению транспортных услуг, они положительно восприняты горожанами, что подтверждается кратно увеличивающимся изо дня в день пассажиропотоком на муниципальных маршрутах городского округа Нальчик".
Из ответа мэра понятно, что троллейбусы уходят с улиц города, потому что становятся невыгодными. Чистота воздуха и другие экологические показатели отходят на второй план, когда речь идет об убыточном или нерентабельном предприятии. Увы, но таковы нынешние приоритеты. Благо, что предприятие, выполняющее социальные функции, пока не ушло в частные руки. И это обнадеживает.
Наша прошлая публикация, судя по всему, возымела действие. Как сообщили читатели "РГ", на оставшемся в городе единственном троллейбусном маршруте стало больше машин, что упорядочило интервал движения "рогатых". Местные жители продолжают добиваться сохранения троллейбусов. Люди в соцсетях пишут разные комментарии на эту тему:
"Автобусы, конечно, экологически хуже троллейбусов, но лучше маршруток. Не надо хотя бы ехать, согнувшись в три погибели", - высказал свое мнение один из пользователей.
"Троллейбусы намного комфортабельнее и вместительнее, чем "Газели", в которые маршрутчики впихивают по 20-25 человек, хотя там допустимо максимум 15", - считает другой местный житель. С ним соглашается еще один горожанин, приводя свои доводы: "В курортной республике приоритет надо отдавать экологически чистому транспорту, а это, безусловно, троллейбус".
Ну что ж, нам остается только следить за дальнейшим развитием транспортной ситуации в Нальчике и ждать результатов проверки, которая проводится в городе по поручению руководителя Следственного комитета России Александра Бастрыкина.