Речь идет не о лазейке в санкциях, которую используют европейские компании, закупая топливо, сделанное из российской нефти. Это не запрещено; полный отказ от российского сырья, в том числе, используемого для производства топлива в третьих странах, привел бы к резкому росту цен и дефициту. Здесь дело в обыкновенной перекупке российского же топлива, которое в лучшем случае немного разбавили на нефтебазе. По правилам ЕС в нефтяных и топливных смесях, импортируемых в страны союза, российского сырья не должно быть более половины.
В исследовании указывается, что за год после введения эмбарго (февраль 2023-го - февраль 2024 года) только в трех турецких портах - Джейхана, Мармара-Эреглиси и Мерсина страны ЕС закупили российских нефтепродуктов на 3,1 млрд евро. И эти порты не имеют выхода к центрам нефтепереработки в Турции.
Расследования конкретных поставок позволяет предположить, что европейские компании могли импортировать российские нефтепродукты, смешанные или просто реэкспортированные с терминалов хранения нефти в Турции.
В качестве примера приводится факт, что в мае 2023 года нефтяной терминал Toros Ceyhan в порту Джейхан получил из Новороссийска 26 923 тонны газойля. Это был первый импорт товара данным терминалом за три месяца. Через 10 дней после этого Toros Ceyhan отгрузил аналогичный объем газойля на нефтеперерабатывающий завод министерства здравоохранения Коринфа в Греции, входящей в ЕС.
В 2023 году Турция стала крупнейшим в мире покупателем российских нефтепродуктов (18% от общего объема нашего экспорта нефтепродуктов). В основном, закупалось дизельное топливо (ДТ), газойль и авиакеросин.
С начала действия запрета ЕС на импорт российских нефтепродуктов 5 февраля 2023 года до конца февраля 2024 года Турция импортировала российских нефтепродуктов на 17,6 млрд евро, что на 105% больше, чем за аналогичный период прошлого года. С момента введения запрета 81% импорта нефтепродуктов в Турцию приходится на Россию.
Внутреннее потребление нефтепродуктов Турции в 2023 году выросло на 8%. При этом морской импорт этого вида товара в страну вырос на 56%: Турция становится центром реэкспорта топлива, а не только удовлетворяет растущий внутренний спрос, говорится в исследовании CREA.