Не рыбой единой
Предприниматели региона активно осваивают зарубежные рынки - иностранцы охотно покупают товар местных производителей. Сейчас в пятерке ключевых партнеров - Китай, Республика Корея, Казахстан, Филиппины и Турция. В целом экспорт из региона идет в 32 страны. Среди них страны Северо- и Юго-Восточной Азии, Республика Беларусь и другие. Выйти на зарубежный рынок местным компаниям помогает краевой Центр поддержки экспорта.
- В 2023 году десять компаний получили услугу "Поиск партнера", четыре уже заключили договоры, шесть еще продолжают переговоры, - рассказал директор Центра поддержки экспорта Хабаровского края Михаил Сергиенко. - Президент в Послании Федеральному Собранию поставил задачу по наращиванию экспорта продукции агропромышленного комплекса в 1,5 раза, и наш регион эту задачу выполняет. Допандемийный уровень мы превысили, и интерес к товару местных поставщиков растет с каждым годом.
По данным статистики, это уже не только мороженая рыба, соя, крабы, которые всегда пользовались спросом на иностранном рынке, но и продукция глубокой переработки. В последнее время увеличивается доля рыбного фарша и филе, набирают популярность безалкогольные напитки, соки, представлена такая продукция, как печенье, кондитерские изделия, мороженое и пищевые добавки на основе морепродуктов и водорослей.
В рамках национального проекта "Международная кооперация и экспорт" малый и средний бизнес может рассчитывать на поддержку ЦПЭ. Всего более двадцати видов помощи: от предоставления переводчика и поиска партнера за рубежом до регистрации товарного знака и участия в международных выставках. Главное, чтобы товар успел себя зарекомендовать на российском рынке и был защищен от копирования на внешних. Последнее очень важно - без свидетельства о регистрации товарного знака продукцию могут легко воспроизвести заграничные умельцы.
От склада до прилавка
Предпринимателя в ЦПЭ готовы сопровождать на всех этапах экспортного цикла. Претендовать на выход за границу могут и самозанятые - им тоже окажут помощь, но с оговоркой, что они оформятся как юридические лица.
Сегодня один из самых востребованных видов поддержки - компенсация логистических расходов. ЦПЭ берет на себя 80 процентов затрат по перевозке экспортной продукции по территории РФ - от склада до границы. Часть услуг предоставляется бесплатно: например, предприниматель не вкладывает средства в поиск компании-партнера за рубежом, его подбирают бесплатно.
- Еще пять лет назад чаще всего мы говорили об экспорте продукции лесопромышленного и рыбохозяйственного комплексов, товаров топливно-энергетической группы. Пандемия оказала колоссальный эффект на формирование новых трендов в международной торговле: продвижение "правильного питания" и экологически чистых продуктов, активное использование каналов электронной торговли. Центр поддержки экспорта Хабаровского края активно встроился в эти тренды и в 2023 году добился первых результатов, - рассказал директор ЦПЭ.
В Хабаровском крае иностранцев привлекают эндемики - дикоросы и ягода считаются экологически чистой продукцией. Очень ценят добавку Омега-3 на основе тюленьего жира, сироп и капсулы из ламинарии, с удовольствием приобретают рыбную продукцию.
Распробовали варенье
Реально ли покорить зарубежный рынок, производя продовольствие? Этот вопрос предприниматели задать специалистам ЦПЭ часто.
- Не надо являться монополистом, достаточно, чтобы ваш товар просто был качественным, - уверен директор ЦПЭ. - Мы помогли двум хабаровским компаниям представить иностранным потребителям свою продукцию - кофе с дальневосточными ягодами и джемы с эндемиками.
Фирма "Густо family" - одна из тех, кому в ЦПЭ помогли шагнуть за рубеж. После трех месяцев переговоров товаром хабаровской компании заинтересовался крупный дистрибьютор из Казахстана.
- В ЦПЭ нам нашли потенциальных покупателей, помогли с организацией переговоров, и мы заключили договор с казахстанским партнером. Затем отправили первую партию в Беларусь, - говорит директор компании Дарья Лиманова. - Хотим привлечь иностранцев новой линейкой из дальневосточных ягод. Почти год мы ее создавали, отрабатывали вкусы, собрали лучшее, что может дать наша земля. Это варенья из девяти видов ягод, которые растут в том числе на Дальнем Востоке: ирга, лимонник, брусника, сахалинская красника. Надеемся, что и за рубежом смогут попробовать и оценить силу и энергию нашей тайги.
В месяц компания варит более 2,5 тонны варенья и джема. Пока доля экспорта составляет лишь 10 процентов, но в планах выйти на 50 процентов, чтобы и местных клиентов не обидеть, и зарубежных накормить сполна.
- Мы занимаемся обжаркой кофе и поставляем его в торговые сети Хабаровска, работаем по всему Дальнему Востоку: Сахалин, Амурская область, Приморский край, - объясняет руководитель компании Алексей Заяц. - Ферментируем кофе с ягодами, делаем концентраты, потом обжариваем и получается напиток с ароматами ягод Дальнего Востока. В ЦПЭ нам помогли разработать сайт, перевести его на английский. Не понимал, как искать клиентов за границей, но с поддержкой нам это удалось.
В текущем году товары местных компаний представят в рамках Дней Хабаровского края в Республике Беларусь. Новую продуктовую линейку фирма также презентовала в Монголии - там состоялась бизнес-миссия предприятий края.
Еще одна задача ЦПЭ - развитие экспорта туристических, образовательных, медицинских услуг и креативных индустрий: анимации, дизайна, моды, IT-сферы. Так, уже презентовали туры по региону туристам Китая на международной выставке.