18.05.2024 16:02
Культура

32 концерта в 26 городах. Завершился грандиозный Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева

Текст:  Мария Бабалова
Российская газета - Федеральный выпуск: №107 (9349)
XXIII Московский Пасхальный фестиваль оказался одним из самых масштабных за свою почти четверть вековую историю.
В этом году маэстро впервые объединил музыкантов оркестров Мариинского и Большого театров. / Пресс-служба Пасхального фестиваля
Читать на сайте RG.RU

Преодолев на фирменном чартерном поезде (из 17 эксклюзивных вагонов) за три недели путешествия десятки тысяч километров от Москвы до Челябинска и от Новосибирска до Твери, фестиваль в общей сложности под руководством Валерия Гергиева дал 32 концерта в 26 городах России. Фестиваль проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры России и благодаря поддержке Попечительского совета Мариинского театра. Также фестиваль проходил по Благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Музей-усадьба Мусоргского в мае примет участие во всероссийской "Ночи музеев"

Пасхальная атмосфера фестиваля по традиции отразилась и в хоровой программе, участие в которой приняли 23 коллектива из России и Беларуси. Праздничному настроению отвечал и колокольный звон от лучших звонарей. Но неизменно особо пристальный интерес прикован к симфонической программе фестиваля, непосредственно основанной на дирижерском гении Валерия Гергиева. В этом году маэстро впервые объединил музыкантов оркестров Мариинского и Большого театров. И доминирующая часть концертов проходила в филармоническом формате. В программах преобладала тема юбилейного чествования великих русских композиторов: Николая Римского-Корсакова, Модеста Мусоргского и Михаила Глинки, но и знаменитые симфонии Чайковского, Прокофьева и Шостаковича, безусловно, также звучали во многих городах. Не были, конечно, забыты произведения западноевропейских композиторов - Моцарта, Штрауса, Малера, Равеля, Дебюсси, Бетховена, Вагнера и Брукнера. В симфонической программе фестиваля приняли участие пианист Абисал Гергиев, скрипач и дирижер Лоренц Настурика-Гершовичи, скрипач Павел Милюков.

Но на фоне заранее выстроенных программ возникало немало неожиданных событий и любопытных пересечений различных фестивалей. Так, когда в начале мая Пасхальный поезд застрял из-за фантасмагорических снегопадов, и музыканты критически опаздывали на свое первое московское выступление в зале "Зарядье", ситуацию выручил знаменитый бас, лауреат премии Grammy Ильдар Абдразаков. Вместе с пианистом Евгением Сергеевым певец потрясающе исполнил романсы Чайковского, Глинки и Рахманинова. Кстати, в афише фестиваля спонтанно появился еще один камерный вечер: в Кисловодск с программой "Приношение Шаляпину" приехали приглашенный солист Большого театра и тоже обладатель Grammy, бас Николай Диденко и пианист Александр Покидченко. Тут вспомнилось что до ковида у Пасхального фестиваля была еще одна программа - камерная, в рамках которой, как правило, молодое поколение певцов в самых разных городах (часто в тех, где нет условий, чтобы принять настоящий симфонический оркестр) исполняли романсы под рояль…

/ Пресс-служба Пасхальный фестиваль

Впервые к Пасхальному фестивалю масштабно присоединилась Приморская сцена Мариинского театра во Владивостоке - она представила Первый Дальневосточный Пасхальный фестиваль, который прошел в крупных городах Сахалинской области, Приморского и Хабаровского краев. Самыми значимыми произведениями на дальневосточном маршруте стали последняя опера Чайковского "Иоланта" и "Всенощное бдение" Рахманинова.

Глава Владимиро-Суздальского заповедника - о том, какие сокровища хранятся в двух часах езды от Москвы

Именно "Иоланта" стала главным событием визита в Воткинск на родину Петра Ильича Чайковского, а также место встречи двух фестивалей: XXIII Московского Пасхального форума и фестиваля музыкальных приношений на малых родинах великих русских композиторов "Гений места".

Еще одним ярким оперным представлением Пасхального и фестиваля оказалось концертное исполнение "Аттилы" Верди в столице Башкирии. Титульную партию исполнил Ильдар Абдразаков, для которого Уфа - родина и город детства. Блиц-визит "мариинских гуннов", который продлился, как и большинство других на фестивале, всего несколько часов, был встречен публикой с абсолютным восторгом. Ведь Валерия Гергиева и Пасхальный фестиваль ждали в Уфе больше десяти лет, с момента их первого приезда. И Валерий Гергиев уехал с новым почетным званием в своей богатой коллекции - "Народный артист Республики Башкортостан", а Ильдар Абдразаков был удостоен медали "За трудовую доблесть".

Впервые к Пасхальному фестивалю масштабно присоединилась Приморская сцена Мариинского театра во Владивостоке

Очевидно, что помимо редкого для большинства жителей городов маршрута Пасхального фестиваля и возможности услышать великую музыку в конгениальном исполнении, форум, а точнее лично Валерий Гергиев аккумулирует внимание местных властей и благотворителей на ценности и важности классической музыки. А как следствие, хочется думать становится стимулом для появления в регионах новых музыкальных школ, консерваторий, театров и концертных залов.

/ Пресс-служба Пасхальный фестиваль

А следующий Пасхальный фестиваль, уже давно "выросший" из первоначального определения в названии "московский", ставший событием всея Руси, начнется 20 апреля 2025 года в Светлое Пасхальное Воскресенье.

Классика