21.05.2024 11:28
Липецк

Как модернизация общественного транспорта влияет на городскую среду

Текст:  Анна Скрипка
Российская газета - Экономика Центрального округа: №108 (9350)
Новые трамваи и электробусы, несколько вариантов построения маршрута и пересадки с одного вида транспорта на другой, растущие требования к комфорту передвижения и масса нововведений на дорогах - ключевые моменты транспортной реформы в городах Черноземья. Курск и Липецк, где решили модернизировать систему общественного транспорта максимально, меняются сами, а их жители констатируют: ритм городов уже никогда не будет прежним.
Новые трамваи уже привезли в Липецк. / Правительство Липецкой области
Читать на сайте RG.RU

По новым рельсам

Первый трамвайный маршрут в Курске, заработавший в начале марта, продолжает преображаться. Бригады асфальтируют пространство между путями. Это провоцирует пробки, но все принимают их как временное явление. Городу предстоит модернизация других трамвайных маршрутов, так что с движением по дорогам сложности усугубятся.

К самим новым трамваям пассажиры привыкли очень быстро, как и ко всему хорошему. Однако автомобилисты, подзабыв о существовании электротранспорта и не ожидая скорости новых вагонов, уже спровоцировали ДТП с зелененькими "Львятами". Эксперты от транспорта называют такой процесс подстройки естественным и предполагают, что он затянется, ведь на другие маршруты также выйдут блестящие заводской краской вагоны, которые в отличие от прежних передвигаются не только быстро, но и почти бесшумно.

В Липецке перемен в трамвайном движении пока только ждут: более 10 километров новых путей под новые вагоны уже уложено. Сами трамваи - светлые с ярко-бирюзовым основанием - уже в депо ожидают первых рейсов. Мэр Липецка Евгения Уваркина сообщила, что в город прибыли более 40 вагонов, которые должны курсировать и по обновленным маршрутам, и по вновь построенной пятикилометровой ветке.

- Они оборудованы интеллектуальной системой контроля за состоянием водителя, климат-контролем, медиапанелями, валидаторами для безналичной оплаты и USB-разъемами для зарядки гаджетов, - напоминает мэр. - В мае мы планируем провести технический пуск трамваев, а в июне на них уже поедут пассажиры. Завершится вся модернизация до конца 2025 года.

Помимо обновления трамвайной инфраструктуры в городах Черноземья взялись и за автобусы

Перемены к лучшему ощущают не только пассажиры, но и сотрудники транспортных предприятий. После полного запуска обновленной трамвайной инфраструктуры обслуживающие ее специалисты перейдут в компанию-концессионер. Сотрудникам уже объявили, что социальный пакет там будет не хуже. Впрочем, в Липецке дополнительную поддержку водителям оказали уже сейчас: повышение заработной платы профинансировано более чем на 70 миллионов рублей.

Легче дышится

Модернизация общественного транспорта может идти не без шероховатостей, однако в целом для развития городского пространства она становится своеобразным катализатором. Помимо тотального обновления трамвайной инфраструктуры в городах Черноземья ответственно и даже дотошно подошли и к автобусным маршрутам.

Подвижной состав максимально обновили и в Липецке, и в Курске, и это нашло свое отражение в совершенно далеких от пассажирских перевозок сферах.

Как сделать поездки в общественном транспорте Москвы дешевле и удобнее

Так, липецкий губернатор Игорь Артамонов, анализируя промежуточные итоги стремительной транспортной реформы, обратил внимание на кратное снижение количества жалоб на качество воздуха. Казалось бы, где связь? Однако он напомнил о том, что еще несколько лет назад липчане писали: "Нечем дышать", - а аналитики подтвердили, что старые автобусы и в целом обилие машин на городских дорогах и провоцируют вот это недовольство. Значительная доля выбросов в атмосферу идет как раз от транспорта.

Теперь же, когда в Липецке автобусы заправляют газомоторным топливом высокого экологического класса, проблема потеряла былую остроту. Причем судить об этом можно не только по объему жалоб от людей, но и по замерам профильных лабораторий. И если учесть, что совсем скоро в городе возобновится трамвайное сообщение, то можно предположить: часть липчан, желая банально сэкономить время, пересядут в вагоны, отказавшись от личного транспорта.

Кикшеринговые компании начали блокировать несовершеннолетних пользователей

В Курске этот тренд уже намечается, хотя запущен только первый маршрут. Жительница Железнодорожного округа Татьяна теперь считает, сколько денег сэкономила на топливе, оставив свою малолитражку в гараже.

- Как пустили трамвай, так я им и пользуюсь, - говорит она. - В час пик лучшего не придумать: ни пробок для него не существует, ни опозданий. Четко катимся по рельсам. Единственный минус - не одна я такая, многие из нашего района в центр едут в свои офисы, и в салоне становится тесновато. Ну несколько минут и потерпеть можно. Зато никакого стресса: из-за пробок на работу не опоздаешь.

Светлая полоса

Для курян ситуация с пробками стала настоящей проблемой. Машин становится все больше, работы на трамвайных путях забирают часть дорожного пространства. "Пересесть на автобусы? Нет, стоять в пробке комфортнее на своем авто", - рассуждают в столице Соловьиного края, и логика понятна. Простаивающие в пробках автобусы теряют главное конкурентное преимущество - скорость перемещения. Его и хотят вернуть чиновники. Первый заместитель профильного министра региона Александр Васильченко назвал единственный способ сделать транспорт быстрым - "дать ему приоритет в движении, сделать его менее зависимым от пробок".

Электросамокат научили распознавать, сколько людей на нем едет

- Одним из главных инструментов является выделенная полоса, - отмечает он. - Только как делать выделенки?

Эксперт отмечает, что специальная полоса для общественного транспорта организовывается там, где автобусам и троллейбусам сложно проехать, в том числе на узких улицах. При этом выделенки не могут одиноко работать в разных уголках города - нужна целая система связанных между собой полос.

- Нельзя просто взять и нарисовать выделенку. Нужно подготовить систему к этому: если необходимо, расширить проезжую часть, предусмотреть схему движения на перекрестках, пересмотреть светофорные фазы, установить камеры, - говорит Александр Васильченко. - Нужно предупредить людей и провести качественную агитработу. Люди боятся нововведений, а тут - о боже! - отберут две полосы! Все встанет в пробках! Жителям нужно рассказать, что это необходимо, что это позволит значительно увеличить скорость передвижения для общественного транспорта. Пробки будут и с полосами, и без них, но появится альтернатива - ехать или стоять.

Впрочем, уже существующие выделенки в центре города - яркая иллюстрация всех экспертных тезисов: автобус по ним едет быстрее, но, как только приоритетная полоса заканчивается, встает, как все.

А как у соседей

В Орле, где постепенно меняют автобусный парк, задумались о продлении одного из троллейбусных маршрутов. Пассажиропоток в наплавлении до предприятия "Северсталь Стальные Решения" таков, что дополнительные маршрутки сейчас не так уж и нужны, однако микрорайон прирастает жилой застройкой. На профильном комитете облсовета прозвучало, что нужно в перспективе организовать там троллейбусное движение. Жители Орла постоянно выступают за развитие электротранспорта в городе, однако в том районе нужны будут новые троллейбусы с автономным ходом. В этой связи большие надежды возлагают на сотрудничество с белорусскими изготовителями таких машин: во время своего визита в республику глава региона Андрей Клычков познакомился с разработками и выразил заинтересованность в их приобретении.

Липецк Курск