22.05.2024 08:13
Общество

В Башкирии молодежь обучают правилам ситуационной помощи инвалидам по зрению

Текст:  Гульназ Данилова
Российская газета - Неделя - Башкортостан: №110 (9352)
Встречая на улице пешеходов с белой тростью или идущих в сопровождении собаки-проводника, наверное, каждый, кто способен сопереживать, хоть раз пытался помочь им перейти улицу, не наткнуться на препятствие. И ловил себя на мысли, что незрячие люди не всегда адекватно воспринимают подобный порыв души. Все потому, что помогать надо правильно.
/ Из личного архива Назили Давлетхановой
Читать на сайте RG.RU

Именно этому обучает на специальных выездных мастер-классах команда единомышленников, которая сформировалась при Башкирской республиканской специальной библиотеке для слепых им. Макарима Тухватшина. Энтузиасты ездят по школам и колледжам и наглядно демонстрируют юношам и девушкам, как поступать в той или иной ситуации, чтобы помочь инвалидам по зрению.

Идею подал Руслан Шайхуллин - член общественного совета при республиканском министерстве семьи, труда и социальной защиты населения, сам инвалид по зрению. Он же руководит мастер-классом.

- Как-то приятель спросил, узнав про нашу деятельность по организации в учебных заведениях таких мастер-классов, зачем мне это нужно, - рассказывает Руслан Шайхуллин. - Ну раз даже человек, знающий меня и мои сложности со зрением, задает такие вопросы, значит, и ему не совсем понятны наши трудности. А все очень просто. Если в результате нашей работы даже одному слепому или слабовидящему будет оказана помощь теми, кто участвовал в нашем мастер-классе, то цель достигнута. Очень надеюсь, что 2024 год, объявленный главой Республики Башкортостан Радием Хабировым Годом заботы о людях с ОВЗ, позволит качественно изменить жизнь людей с инвалидностью. Только вдумайтесь в слова: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Реальность у каждого своя, не отказывайтесь помогать ближнему.

За два года мастер-классы провели в учебных заведениях Стерлитамака, Салавата, Благовещенска и Уфы.

Открытый мир: уникальная технология позволит слепым видеть

Как рассказала заведующая отделом каталогизации и развития библиотеки для слепых Назиля Давлетханова, для мастер-классов выбран формат интерактива, близкий молодежи.

- Ребята легко включаются и на простых бытовых примерах узнают про другую реальность, о том, что слабовидящие такие же люди, как они, и говорят на том же языке, вот только чтобы правильно понять обстановку, им нужно чуть подробнее рассказать, описать или помочь сопроводить. Организаторы объясняют на примерах, что это просто, а еще - зачтется как благое дело.

Так, тифлопедагог, тьютор, опытный спикер Юрий Панчишин на практике показывает, как нужно вести себя с незрячими людьми на улице, в магазинах, библиотеке. О себе, шутя, говорит, что он "сталкер", проводник из мира зрячих в мир слепых и обратно. Преподает в ссузах и вузах в Стерлитамаке, а также учит ориентировке с белой тростью, пользованию смартфоном вслепую. Помогает социализироваться и реабилитироваться слепым и слабовидящим детям и взрослым. Делает это легко и играючи, ведь сам имеет инвалидность 1 группы по зрению.

/ Из личного архива Назили Давлетхановой

Большой интерес у ребят всегда вызывает собака-проводник. Участники мастер-класса получают практические навыки сопровождения незрячего с собакой-поводырем. Соруководитель клуба владельцев собак-помощников РБ "Актырнак" Гузель Хасанова рассказывает ребятам о своем четвероногом проводнике, знакомит с его спецамуницией. Ее собака Андора имеет "высшее образование" и знает, как помогать слепым людям, четко выполняя команды. Их пара - одна из лучших в России по результатам различных конкурсов.

- Я рассказываю о деятельности Башкирской республиканской специальной библиотеки для слепых, которая с 2020 года носит имя Макарима Хусаиновича Тухватшина - Отличника просвещения РСФСР, создателя башкирского рельефно-точечного шрифта, - говорит Назиля Давлетханова. - Библиотека является единственным во всей стране издателем книг рельефно-точечным шрифтом на башкирском языке. Помимо тифлоиздательского комплекса по производству брайлевских книг, в библиотеке есть студия звукозаписи по выпуску "говорящих" книг. Библиотека уникальная: в ее фонде более 280 тысяч изданий на различных носителях, для незрячих сотрудников созданы автоматизированные рабочие места, оснащенные необходимым тифлооборудованием, есть единая локальная сеть и веб-сайт в Интернете. Это библиотека с надомным и заочным абонементом, развита широкая сеть подразделений по всей республике, работает методический центр по обслуживанию инвалидов всех категорий. Библиотека имеет три филиала - в Белорецке, Белебее, Стерлитамаке. Но это не просто библиотека, а полноценный центр социально-культурной реабилитации незрячих и слабовидящих.

/ Из личного архива Назили Давлетхановой

- На выездных мастер-классах мы знакомим слушателей с системой чтения и письма Брайля, с рельефно-точечными книгами и рассказываем об уникальном квесте "Прогулки в темноте", который проводим в библиотеке, - продолжает Назиля. - Это познавательная игра для школьников и студентов, во время которой они на себе испытывают то, что чувствуют незрячие люди. Например, как жить в полной темноте.

Чтобы понять это, нужно не просто представить, а именно погрузиться в их мир. Квест-игра проводится на пяти интерактивных площадках. Четыре из них темные и одна - светлая. На каждой выполняются несложные задания, помогающие понять мировосприятие незрячих людей. Все участники надевают маски и погружаются в мир ощущений, запахов и слуха.

Под руководством библиотекарей они самостоятельно преодолевают пространство помещений, познают его и ориентируются в нем без помощи глаз. Звуки, голоса, запахи, тактильные ощущения - все это предоставлено в распоряжение тех, кто хочет получить более полную картину жизни незрячего человека.

Полезная книжка

Правила общения с инвалидами с нарушениями зрения:

Нарушение зрения имеет много степеней. Помимо тотально незрячих, есть инвалиды с остаточным зрением, некоторые могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других - слабое прямое при хорошем периферическом. Все это надо выяснять и учитывать при общении.

Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом.

Представляя незрячего зрячему и наоборот, подскажите, в какую сторону человек должен повернуться.

При разговоре с незрячим не избирайте посредником его сопровождающего или родственников, а обращайтесь непосредственно к нему. Обычно инвалид по зрению хорошо слышит.

Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах, расстояние. Делитесь увиденным.

Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выйти на нужный путь.

Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь.

Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите его.

В разговоре с незрячими не избегайте выражений, основанных на визуальных впечатлениях. Вполне нормально употреблять слово "смотреть". Для незрячего человека это означает "видеть руками", осязать. Избегайте выражений "Пощупайте", "Я отведу вас". Лучше будет: "Посмотрите", "Я схожу с вами" и т. п.

Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, а также выражений вроде: "Ручка находится где-то там на столе". Старайтесь быть точными: "Ручка находится слева от вас". Употребляйте слова "справа", "слева", "впереди" и т. д. Слово "там" ничего не означает для незрячего человека.

Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как с обычными домашними животными. Не командуйте, не трогайте и не играйте с ними.

Здоровье Образование Башкортостан Уфа