23.05.2024 09:12
Власть

НСЗК в Забайкалье повысил эффективность трансграничных перевозок

Новый сухопутный зерновой коридор в Забайкалье повысил эффективность трансграничных перевозок
Текст:  Марина Туркушева (Забайкальский край)
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №111 (9353)
Только за первые два месяца 2024 года Поднебесная импортировала более 180 тысяч тонн ячменя из России по Новому сухопутному зерновому коридору (НСЗК) через Забайкальский зерновой терминал, и эти объемы планируется поступательно увеличивать. Отправлять контейнеры с соевыми бобами и ячменем в Китай наша страна начала в конце 2023-го. О перспективах развития НСЗК и его роли для экономики и международного сотрудничества рассказал сенатор Российской Федерации от Забайкальского края Баир Жамсуев.
Забайкальский железнодорожный зерновой терминал - самый крупный в мире зерновой хаб, его пропускная способность - до восьми миллионов тонн зерна в год / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Баир Баясхаланович, в чем уникальность зернового коридора?

Баир Жамсуев: Вопрос необходимо рассматривать в комплексе - с логистической, производственно-инфраструктурной и нормативной точек зрения.

Во-первых, НСЗК - самый выгодный логистический маршрут не только для предприятий Дальнего Востока, Сибири и Урала, но и компаний из Китая, поставляющих товары в нашу страну. Из центральной части КНР в центральную часть России проходит три логистических маршрута: через Владивосток, Благовещенск и Забайкальск. Транспортировка грузов через эти города занимает 21, 15 и 11 дней соответственно.

Железнодорожный пункт пропуска Забайкальск - Маньчжурия является крупнейшим пограничным переходом между РФ и КНР. Через него проходит 60 процентов грузооборота двух стран. В 2023 году показатель составил 21 миллион тонн. По прогнозам экспертов, к 2035-му он возрастет до 47 миллионов тонн. То есть с логистической точки зрения Новый сухопутный зерновой коридор, его развитие является стратегическим для России и Китая, это общегосударственная, а вернее, даже межгосударственная задача.

Глава Минсельхоза Лут: Россия идет на рекорд по экспорту зерновой продукции

С производственно-инфраструктурной точки зрения сухопутный зерновой коридор развивается на базе логистической модели "Зерно +". В рамках нее создается грузовая база, товаропроводящая инфраструктура, железнодорожная логистика и цепочка поставок для стопроцентной загрузки составов в оба конца. Это возможно за счет синхронизации и контейнеризации трансграничных перевозок.

Такой системный подход позволяет снизить нагрузку на железнодорожную инфраструктуру общего пользования и наращивать эффективный грузооборот. Речь идет об экспортных зерновых грузах из России и импортных, обратных поставках востребованной в России продукции из Китая. Это товары народного потребления, техника, электроника и многое другое. Центральное место во всей этой логистической системе занимает Забайкальский край.

Как устроена система контроля за ввозимой продукцией?

Баир Жамсуев: Здесь я хотел бы отметить, что Новый сухопутный зерновой коридор - это передовая практика упрощения административных процедур и повышения эффективности трансграничных перевозок без ущерба для безопасности двух стран. На построенном и введенном в эксплуатацию Забайкальском зерновом терминале идут регулярные отгрузки зерна, причем впервые в истории стран Большой Евразии.

НСЗК вносит вклад в обеспечение продовольственной безопасности и укрепление статуса России на международном зерновом рынке

Погрузка и отправка выполняется по колее 1435 миллиметров, которую в народе называют узкой. Кроме того, 26 сентября прошлого года Россельхознадзор проинформировал группу компаний "Новый сухопутный зерновой коридор" о согласовании российской и китайской сторонами оформления единого фитосанитарного сертификата на железнодорожный состав. Формируется документ на одном элеваторе, с простым перечислением всех номеров вагонов или платформ и контейнеров. При этом сохраняется целостность партии и обеспечивается ее фитосанитарная безопасность.

Что зерновой коридор даст нашей стране в перспективе?

Баир Жамсуев: Здесь важно понимать фундаментальные, долгосрочные факторы и тренды, которые обосновывают важность развития Нового сухопутного зернового коридора.

Мировой экономический центр стремительно смещается в Азию. Перспективные экономики Большой Евразии с населением более двух миллиардов человек являются нетто-импортерами зерна и формируют крупнейшие интеграционные объединения - ШОС, БРИКС, ЕАЭС.

Россия может потерять до трети урожая фруктов из-за заморозков

К слову, население стран БРИКС к 2035 году, по данным ООН, составит без расширения 3,4 миллиарда, а с расширением объединения - 5,09 миллиарда жителей, или 57 процентов населения планеты.

Россия обладает огромным потенциалом в наращивании производства и экспорта зерновой продукции в дружественные страны. По оценкам экспертов, поставки зерна и продуктов его переработки могут быть увеличены с 18 до 60 миллиардов долларов США. Таким образом НСЗК вносит вклад в обеспечение продовольственной безопасности и укрепление статуса России на международном зерновом рынке.

Регионы Забайкальский край