23.05.2024 06:00
Экономика

Фармпроизводство должно развиваться с учетом задач здравоохранения

Текст:  Виктор Дмитриев (генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП))
Российская газета - Спецвыпуск: Фарминдустрия России №111 (9353)
В выполнении поставленной перед отраслью задачи по переходу фармотрасли на производство лекарств по полному циклу есть определенные успехи, есть движение вперед, но обозначились и серьезные проблемы. И первая из них - это отсутствие собственного оборудования, которое для фармпромышленности у нас в стране никто не производит.
/ Аркадий Колыбалов / РГ
Читать на сайте RG.RU

Да, развивать такое производство сложно, поскольку потребность в нем относительно небольшая, производить его только для внутреннего рынка невыгодно. А на мировом рынке конкуренция в этом секторе достаточно жесткая, выйти на него будет очень сложно и дорого. Так что пока тут вряд ли можно говорить о независимости. Купить производственную линию и сегодня можно, но любое оборудование рано или поздно требует ремонта, замены каких-то узлов, частей, обновления технологий - и если ситуация на рынке изменится, санкции ужесточатся, линии будут просто вставать. Решать эту проблему рано или поздно придется.

Вторая проблема состоит в том, что наши химики готовы синтезировать необходимые действующие вещества, но лишь в лабораторных объемах - так сказать, в пробирках. Но пока не готовы их выпуск масштабировать. Малотоннажная химия, которой это было бы под силу, у нас развита слабо. А если мы просим произвести субстанцию в объеме всего 5-10 килограммов, "большой химии" это неинтересно.

Наши химики готовы синтезировать необходимые действующие вещества в лабораторных объемах, но пока не готовы их масштабировать

Некоторые эксперты предлагают свести решение задачи производства отечественных субстанций к принципу "второй лишний". То есть если компания производит субстанцию и какой-то препарат выпущен по полному циклу, то к его закупкам не надо допускать больше ни одного другого производителя. Но к чему это приведет, понятно - к получению продукта, неконкурентоспособного либо по качеству, либо по цене. Потому что если он конкурентоспособен по обоим критериям, то и сам выиграет конкуренцию на рынке, и тогда подход "второй лишний" не нужен.

Чтобы стимулировать производство отечественных субстанций, их производителям на торгах предлагается преференция в 15 процентов от цены. А они отвечают, что эту прибавку они даже не заметят и надо не менее 40 процентов. То есть если в Китае или Индии можно купить субстанцию, условно говоря, за 100 рублей, то у российского производителя - за 140. Конечно, значительно вырастет себестоимость, что российским компаниям экономически невыгодно. Но это еще и потянет за собой рост цены препарата. А это сразу приведет либо к увеличению бюджета на закупки лекарств для льготных категорий, стационаров, социальных заболеваний и т.д., либо к сокращению числа пациентов, которые могут получать эти препараты. Что не в интересах ни государства, ни общества.

Фармацевтическая отрасль России развивает экспортный потенциал

Нам кажется, что решать этот клубок взаимосвязанных проблем необходимо министерству здравоохранения, исходя из поставленной президентом России задачи: к 2030 году увеличить среднюю продолжительность жизни до 78 лет. Лекарственное обеспечение - одна из важных составляющих этой задачи наряду с улучшением экологии, условий труда, здоровым образом жизни и прочим. Но мы должны понять, на чем конкретно надо сосредоточиться - на решении каких проблем здоровья, которые дадут наибольший результат? Это онкология, это сердечно-сосудистые заболевания, это неврология, инфекции или что-то еще? И какие современные препараты должны быть для них произведены? Отвечая на эти вопросы, заказчиком для фармпроизводителей должен выступать Минздрав России, и никто другой.

Почему я об этом говорю? У нас в фармотрасли много регуляторов, и у каждого свои цели и свои пути их достижения. За выполнение Стратегии "Фарма 2030", в которой поставлены целевые ориентиры развития отрасли, отвечает Минпромторг России. Он ставит задачу: повысить производство отечественных препаратов. Но есть потребности здравоохранения, которые не покрывает фармпром, а есть интересы самой фармы в плане прибыли, экономической целесообразности и т.д. Фарма хочет производить то, что, возможно, не в первую очередь нужно системе здравоохранения, но, выполняя поставленную задачу, увеличивает производство. Но того ли именно, что требуется в первую очередь? А какой именно процент отечественных препаратов будет влиять на индикаторы здравоохранения, не знает никто.

Фарма увеличивает производство, но какой процент отечественных препаратов будет влиять на индикаторы здравоохранения, не знает никто

Поэтому мы считаем, что регулятор должен быть один, развитие фармацевтической промышленности должно быть увязано с задачами системы здравоохранения. И это будет та ниточка, которая - если мы начнем за нее тянуть - поможет размотать весь клубок обозначенных проблем: и задачи для приборостроения, и четкий заказ на освоение производства субстанций, и выпуск именно тех лекарств, которые будут работать на улучшение здоровья и повышение продолжительности жизни россиян. Светлые головы у нас есть, рабочие руки тоже, и когда задачи правильно поставлены, мы и космос осваиваем, и уникальные транспортные проекты реализуем, и инновационные лекарства можем создавать.

Справка

По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2009 году объем производства лекарств в стоимостном выражении составлял 96 миллиардов рублей, а по итогам 2022 года - 607,9 миллиарда рублей - прирост объема производства составил 533,3 процента. За счет развития локального производства за этот период доля препаратов, произведенных на территории России, в общем объеме потребления в денежном выражении увеличилась с 24,3 процента в 2009 году до 35,9 процента в 2022 году.

Фарминдустрия