Церемония открытия порадовала обилием местных звезд как сериалов, так и большого кино, а также появлением профессионалов из разных государств и членов жюри 14-й фестивальной премии "Тяньтань", которое возглавил в этом году сербский режиссер Эмир Кустурица. В составе судейской коллегии также были китайско-американский певец Крис Филлипс, австралийский звукорежиссер Дэвид Уайт, сценарист и режиссер Джессика Хауснер, а также китайские актеры Чжу И Лун и Ма Ли.
На конкурс было заявлено 1509 кинолент из 118 стран и регионов, 15 из которых отобрали в качестве претендентов на кинопремию "Тяньтань".
Почетным гостем нынешнего фестиваля стала Бразилия. В фестивальную программу включили четыре бразильские кинокартины, посвященные культурному и региональному разнообразию. Но не только эта страна была в фокусе. На фестивале уделили внимание и другим государствам и даже континентам.
Африка
В этом году на фестивале для кинематографистов африканских стран была организована отдельная встреча - презентация, которая прошла с полным успехом и надеждой на будущее сотрудничество. Идея проведения мероприятия, организованного главой Африканской киноассоциации в Китае, актером из Габона, живущим в Пекине уже более 20 лет, Люком Бендзой, состояла в том, чтобы предоставить платформу для обсуждения совместных проектов с режиссерами разных стран Африканского континента. Он сказал, что было важно провести такую встречу между африканскими творческими людьми и китайскими профессионалами, работающими в киноиндустрии, чтобы наладить контакты, больше узнать друг о друге, создать совместные истории и снять фильмы, в которых люди узнают подробнее о культуре друг друга. По его мнению, как минимум четыре проекта разных жанров уже нашли возможность воплотиться на экране в ближайшем будущем. Режиссерам осталось встретиться и обсудить детали с китайскими инвесторами и продюсерами, и в ближайший год фильмы могут появиться в кинотеатрах.
На презентации были представлены проекты из Конго, Южной Африки, Габона, Маврикии и других стран в разных жанрах, включая драмы, романтические комедии и фантастические приключения из будущего. Предполагаемые инвесторы из Китая были воодушевлены и вдохновлены, много обсуждали проекты, а режиссеры из африканских стран высказывали полную уверенность в состоятельности и возможности осуществления такого сотрудничества. На встрече присутствовали представители дипломатических миссий африканских государств в Китае, актеры, режиссеры, продюсеры. Самуэль, актер, живущий и работающий в Пекине более 10 лет, отметил, что такая встреча в рамках Пекинского международного фестиваля помогает налаживать сотрудничество и устранять расстояние между идеями режиссеров из африканских стран и потенциальными инвесторами, которые хотят поддержать киноиндустрию на континенте, изучать культуру и то, как много могут сказать фильмы и телевидение о жизни и о людях. Его больше всего поразил проект из Конго, рассказывающий о девочке, попавшей в автокатастрофу в связи с добычей полезных ископаемых, и о том, какие порой трагедии происходят в связи с этим в странах Африки.
Арабские страны
В этом году на фестивале можно было увидеть две новые работы, созданные арабскими кинематографистами. Фильмы, снятые в Ливане "Арзе" и в Кувейте "Как я туда попал", провели свои мировые премьеры именно в Пекине в рамках фестиваля. Об этом авторы с гордостью сообщали во время разговоров со зрителями после просмотров. Удивительно, как много интересных и содержательных вопросов задавали люди.
Ливан представил картину режиссера Миры Шаиб, которая называется "Арзе" по имени главной героини. По признанию одного из авторов сценария и продюсера Лоая Хрэйша, в написании сценария участвовали три человека. "С одним из моих соавторов Фэйсалом Шаибом мы работаем все время. Он мне позвонил как-то и сказал, что посмотрел итальянский фильм Витторио Де Сика "Похитители велосипедов" - классическую картину, особенную для всех ценителей кино. И он сказал, что эта история может прекрасно быть перенесена на улицы Бейрута. Таким образом мы начали обсуждать нашу совместную картину. Далее его сестра, режиссер Мира Шаиб, присоединилась к нам довольно быстро и также участвовала в развитии сюжета. А потом еще один продюсер из Ливана стал нашим партнером. Так что получилась довольно коллективная работа, которая очень часто проходила в виртуальном формате. Так как мы все живем в разных городах и даже странах, мы очень много общались по телефону, проводя видеоконференции. И потом были вознаграждены: на некоторых фестивалях наш проект отметили разными наградами за перспективу, что позволило нам получить финансирование от международных фондов и кинофестиваля "Красного моря". Получился ливанский фильм, деньги на который, в основном, выделены различными арабскими фондами, ситуация довольно редкая для нашего кино. Ведь в основном ливанские фильмы находят финансовую поддержку в Европе, особенно во Франции. А мы профинансировали нашу картину через Египет и Саудовскую Аравию.
Это рассказ о женщине, главной героине, которая является и объектом исследования, и призмой, и главным действующим лицом повествования. Почему женщина? Фэйсал и я, мы интересуемся фильмами о женской судьбе. Вначале мы совершенно не задумывались, почему пишем именно о такой героине, задаваясь потом вопросами, на которые нашли такой ответ: мы просто возвращаемся к нашим мамам, их судьбам. Мы вдвоем покинули Ливан из-за войны, будучи тогда подростками, уехав получать образование в США. И мы задумались, как должно быть сложно для наших мам отпустить детей жить так далеко. Но видеоконференции, технологические возможности делают сейчас дистанцию короче, хотя она все равно остается.
Так что мы писали с той точки зрения, что Арзе как мама старается оградить себя и своего сына от такого расставания, которое случилось в ее жизни уже с мужем и принесло много боли и трагических последствий. Это довольно распространенная тема в Ливане: очень многие ливанцы живут за пределами родной страны, разбросанные по всему миру. Диаспора по количеству людей превышает население, которое живет собственно в Ливане. Но в этом ничего нового нет: мы эмигрировали с давних времен, искали возможности за пределами нашей страны. Ливанцы очень гордятся тем, что, несмотря на все неприятности, которые происходят с нами все время, мы любим Бейрут, город, где мы выросли. Нам хотелось написать что-то о городе и о стране, это важно для нас. Но нам нужно было, чтобы фильм был воспринят, а не только ездил по фестивалям, потому мы выбрали такую трогательную историю одной женщины, одной семьи и города, который по-особенному вдохновляет своей необычной атмосферой".
Россия
Несмотря на то, что российских фильмов в основном конкурсе не было, все же внимание российскому кино в рамках фестиваля было оказано. Фильм "Вызов", который довольно успешно вышел в кинопрокат Китая в апреле, был показан в довольно необычном месте. На огромном экране столичного музея науки и технологий можно было практически стать участником полета в космос. Ощущение принадлежности космическому пространству за счет объемного экрана было почти физическим. На показ пришло много семей с детьми. И для всех присутствующих выступил и ответил на вопросы профессор, специалист по космическим исследованиям. Он объяснил зрителям некоторые научные детали о том, как непросто было создавать такой фильм, какие принципы физики задействованы в космических просторах и многое другое. Зрители после показа задавали еще много вопросов и уходили в полном восторге, даже недоумении, как подобный полет состоялся, а съемки получились масштабными и такими натуралистическими.
Кроме того, в этом году Россию представляла еще одна научно-фантастическая картина "Контакты". Дебютная полнометражная работа режиссера Дмитрия Моисеева приняла участие в специальной секции "Фокус на будущее".
Дебютный полнометражный фильм режиссера Дмитрия Моисеева рассказывает о медсестре Нине, которая ухаживает за прибывшими инопланетянами. Дмитрий признается, что на создание фильма его вдохновила русская легенда. В своем авторском фильме режиссер размышляет на тему развития отношений между людьми и пришельцами.
"Мысль там достаточно простая. Про то, что любое живое существо разумно, оно нуждается в каком-то бережном отношении. И, по большому счету, если мы попытаемся так ко всем относиться, и друг к другу тоже, то, может быть, нам и удастся как-то контакт наладить в итоге. Но там есть и много других смыслов, я не исключаю любых интерпретаций. Вот интересно, что скажут китайские зрители, посмотрим".
Билеты на фильм были распроданы за несколько дней до показа. Дмитрий сказал, что результат превзошел все его ожидания.
Зрительница Ян Шусинь так охарактеризовала увиденное: "Я думаю, этот фильм очень эстетичен в своей визуальной подаче. Сюжет разворачивается в вымышленном постсоветском мире. Серый и полуразрушенный вид всего города в фильме придал ему немного ретроатмосферы. Мне понравились визуальные эффекты".
Зритель Чжао Сюйфань продолжил мысль режиссера: "Мы привыкли, что в фильмах об инопланетянах в основном пришельцы прилетают на Землю с целью уничтожить человечество, как, например, в популярном сейчас сериале "Задача трех тел". Но этот фильм рассказывает о том, как инопланетяне и люди выстраивают отношения, это очень оригинальный взгляд. Фильм также показал мне нежную и мягкую сторону русских людей, это изменило мое стереотипное представление об этом народе".
Созданная в 2014 году в рамках Пекинского кинофестиваля программа "Фокус на будущее" в этом году отметила свое 10-летие. Ее цель - открыть новые таланты с китайской точки зрения и привести художественную оригинальность к новым тенденциям в мировом кино, а также способствовать сотрудничеству и обмену между молодыми кинематографистами из разных стран. Молодые режиссеры, такие как Моисеев, смогут получить поддержку и новый опыт. На это надеется и сам режиссер: "Как международная площадка, любой кинофестиваль, который существует в международном пространстве, пытается раздвинуть границы своей национальной культуры, при этом как бы влить в себя взгляды других культур. Но он в любом случае помогает сделать этот мир более прозрачным для всех людей, в целом помогает увидеть разную оптику разных авторов. И это круто, это должно продолжаться. И чем больше такого будет, тем лучше. Хотелось бы еще увидеть фильмы других авторов".
Европа
Мастер-классы - это отдельная тема на кинофестивале. Среди основных площадок вот уже несколько лет подряд огромные павильоны и выставочные центры парка-станции Ланъюань привлекают кинематографистов-профессионалов, гостей фестиваля, студентов и любителей кино, включая местных жителей этого района столицы почувствовать очарование от искусства, от встреч, от прекрасной атмосферы праздника. На протяжении нескольких дней в рамках фестиваля здесь активно работает кинорынок, на котором профессионалы, дистрибьютеры не только подписывают контракты, создают новые контакты, но и обсуждают будущие проекты, делают презентации и приходят на мастер-классы известных кинематографистов.
Мне повстречались таким образом режиссер Стефани Колс и актер Алексей Овсянников конкурсного фильма из Нидерландов "Молоко". Эта картина рассказывает об очень камерной истории молодой женщины и ее партнера, которые потеряли ребенка. Грудь женщины полна молока, и она решает поделиться им, даруя кому-то надежду и как будто продолжая жизнь. Они пришли на мастер-класс председателя жюри, знаменитого сербского режиссера Эмира Кустурицы, который высказал полное восхищение и конкурсной программой фестиваля, и его атмосферой, упомянув при этом своего любимого писателя из России Антона Чехова и сказав, что история обыкновенного маленького человека с его большими проблемами и страстями по-прежнему вызывает интерес в мире, отражаясь в различных культурах по-своему, но даря при этом прекрасные произведения искусства. В рамках фестиваля прошли еще два прекрасных мастер-класса знаменитой женщины-режиссера из Гонконга Анн Хуэй, которая была членом жюри нынешнего Берлинале, и актрисы Джоан Чен.
Кроме того, для гостей организовали больше 100 мероприятий. Там представители индустрии из Китая и из-за рубежа смогли пообщаться и обсудить новые пути для взаимодействия.
Награды
На церемонии закрытия жюри объявило обладателей главной награды - премии "Тяньтань". В этом году в 10 конкурсных номинациях было представлено 15 картин, которые отобрали из более чем 4 тысяч фильмов со всего мира. Триумфатором вечера стал фильм индийского режиссера Карана Теджпала "Похищение", который увез с собой награды за лучшую операторскую работу, лучшую режиссуру, а также лучшую женскую роль.
Сценарист фильма "Похищение" (Индия) Гаурав Дхиндра сказал: "Мы не ожидали, что сможем завоевать столько наград. Я хочу поблагодарить всех членов жюри. Это первый фильм режиссера Карана Теджпала, он очень много значит для нашей команды. Мы столкнулись со многими трудностями в процессе съемок. И эти награды - признание нашего труда".
В самой ожидаемой номинации кинофестиваля - лучший полнометражный фильм, победу одержала китайская драма "Всё или ничего".
Режиссер фильма "Всё или ничего" (Китай) Лун Фэй поделился своими эмоциями: "Я рад, что фильм выиграл именно в этой номинации, а не, например, в индивидуальной за лучшую режиссуру, потому что это признание работы всей съемочной группы. Я переживал за то, каким фильм получился, не хотел разочаровывать зрителей. Я рад, что нашу работу высоко оценили".
И это действительно так. История режиссера, переживающего кризис среднего возраста и творчества, вернувшегося к себе на родину в Чунцин из Пекина и сумевшего воплотить благодаря семье, подруге и преодолению собственных страхов свою мечту, поразила членов жюри своей искренностью. Эмир Кустурица, объясняя выбор жюри, снова вспомнил о Чехове и драмах маленького человека, провел параллели с фильмами Вуди Аллена и высказал благодарность и восхищение китайским кинематографистам за талант и творческий подход.
На этом 14-й Пекинский международный кинофестиваль закончил свою работу. Показы более 250 китайских и зарубежных фильмов прошли в течение девяти дней в 27 кинотеатрах Пекина, Тяньцзиня и провинции Хэбэй, даря зрителям неповторимые эмоции и открытия. Будем ждать следующей весны, когда организаторы пригласят гостей вновь встретиться и окунуться в чудесный мир кино и открытий.