26.05.2024 09:12
Культура

В Екатеринбурге состоялась мировая премьера мюзикла "Человек, который смеется"

Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №114 (9356)
Романы Гюго хороши для мюзикла: душераздирающе мелодраматичны, социально озабочены и беспредельно эмоциональны. Но громоздки и сюжетно запутанны. Переделки огромных литературных массивов для театра и кино шокируют потерями, но радуют обретениями - в другом жанре рождается другое произведение, сопоставлять его с оригиналом бессмысленно. Так было с "Собором Парижской богоматери" и "Отверженными". Думаю, это единственно верный путь - кто у нас любитель рассматривать живые иллюстрации к книжке, сетуя, что представлял героев другими!
Читать на сайте RG.RU
Свердловский театр музыкальной комедии дал мировую премьеру "Человека, который смеется"

Свердловский театр музыкальной комедии дал мировую премьеру "Человека, который смеется". Мюзикла, развившегося из либретто Александра Шишова, написанного как зонг-опера. Но затем в качестве соавторов подключились композитор Сергей Дрезнин и режиссер Нина Чусова - и тогда возник мюзикл.

"Красоту видеть нужно": в Твери попрощались со спектаклем "Каменный цветок"

Сохранен сюжетный ход (изуродованный в детстве герой из социальных низов попадает в круг королевской знати, поддается соблазнам и едва не предает свою любовь к слепой девушке Дее), но правильно выстроенный и талантливо придуманный музыкальный театр обеспечивает этому пунктиру новые краски, глубину и чувственность. Не говоря о неизбежном в этом жанре благополучном финале.

Опробовав микс музыкальных стилей от хорала до рэпа на золотомасочном мюзикле "Екатерина Великая" - своем дебюте в этом театре - Сергей Дрезнин снова предлагает симбиоз классики с роком и джазом, но еще более сложный, ставящий серьезные вызовы перед вокалистами и требующий более искушенной публики; и то, и другое в Екатеринбурге есть. Написано симфоджазовое полотно с включением рок-группы; иногда почти опера с диалогами, много активно действующих хоров.

Для характеристики развлекающейся интригами знати привлечены кабаретные мотивы, джаз, ритмы босановы и танго; влюбленным героям отданы исповедальные монологи, негодяю и доносчику Баркильфедро - сарказм саморазоблачающейся душонки, социальная тема дана в бунтарской песне Гуинплена "Рай для богатых создан из ада для бедных", финал восхитительно стилизован под староанглийский фольклорный танец.

С хорошей злостью написан гротеск "Государственный аппарат": "Мы не полиция и даже не суд, но - несут, несут и несут…" Потенциальных хитов много. Замечательны аранжировки Валентина Барыкина и оркестр Эхтибара Ахмедова - полнозвучны, изобретательны, разнообразны, аутентичны по инструментовке.

"Мне интересно с сильными людьми, со слабыми работать непродуктивно". Вячеслав Самодуров ставит "Бурю" в Большом театре

В сценографии Владимира Мартиросова доминируют темы древнего Лондона, его социальных "низов" и "верхов". Режиссура Нины Чусовой эмоциональна, отлично чувствует все музыкальные вибрации и скрупулезна в работе с актерами: в каждом открыты новые, неожиданные резервы.

Это спектакль, где в авторах вся постановочная команда: два состава исполнителей создали две разных версии характеров, типов и эмоций. Оба не только сильны, но предлагают два самобытных спектакля, в каждом свои открытия и жемчужины, оба нужно смотреть. Это ноу-хау екатеринбургского театра, его традиция (вспомним "Мертвые души"), и прекрасно, что с приходом нового художественного руководства она продолжена.

В первый вечер Гуинпленом был Илья Жирнов - недавно певший в хоре молодой артист быстро растет вокально и актерски, уже был отличным Сирано в Театре мюзикла, и это его первая главная, звездная роль в Музкомедии. Его Гуинплен наивен и доверчив, по-юношески пластичен, легко покупается на соблазны коварной судьбы, но врожденное благородство возвращает его к добру и свету.

У премьера театра Андрея Опольского он более мужественен и резок, но беззащитно романтичен, его чувства контрастны от мечтательности до яростного бунтарства против всей этой системы, построенной на интригах и лжи. Оба хороши как в балаганных сценах с площадным театром, так и в лирике, и в бунте, оба спортивны и красивы странной, экзотической красотой (гримы Дарьи Непомнящих, костюмы Анастасии Глебовой).

Из двух разных Дей мне показалась органичней как бы невесомая Ксения Устьянцева, у нее даже пение хрупкое, эфемерное. У Светланы Карповой она более земная и менее поэтичная; обе исполнительницы прекрасно передают пластику героини, которая слепа и живет в своем замкнутом мире.

Евгений Миронов сыграет Шекспира в ереванском театре музыкальной комедии

Королева Анна у Гюго существует лишь как обстоятельство образа действия, здесь она получила большую роль и выразительный сценический облик. Она и судьбы вершит, и события комментирует, обсуждая их с философическим бродягой Урсусом - по-разному гротескные жанровые работы Светланы Кадочниковой и Татьяны Мокроусовой; в роли открывающего шоу Урсуса Александр Копылов и Леонид Чугунников.

Практически разные спектакли играют Игорь Ладейщиков и Олег Прохоров в роли интригана Баркильфедро: первый упирает на притягательную эффектность зла, второй - на его психологические аберрации. И невозможно отдать предпочтение ни одному из лордов Дэвидов - и Евгений Толстов, и Евгений Елпашев блистательно соединяют повадку бездельников-аристократов старого Лондона с современными мажорами, их имитирующими.

Тот же стилевой микс - в работах Марии Виненковой и Светланы Ячменевой, неназойливо, легким мазком объединивших в своей Джозиане портреты светской безделушки XVII века и "звезды" элитных вечеринок наших дней.

Режиссер Нина Чусова отлично чувствует все музыкальные вибрации и скрупулезна в работе с актерами

Нельзя не сказать о верном спутнике главных героев Волке - его играют три собаки: Муха, Шани и Харви - все три из дворянских семей и в любую минуту готовы перетянуть на себя одеяло. Выразительны все вплоть до артистов хора и миманса - у каждого своя "изюминка": любовь режиссера к артисту и азарт открытия его возможностей чувствуются в каждой сцене, лирической или массовой.

Премьера прошла триумфально и подтвердила готовность екатеринбургской труппы к любым, самым амбициозным проектам: "Труппа-мечта" - резюмировала Нина Чусова.

Екатеринбург Музыкальный театр