27.05.2024 03:00
Общество

Учеба в ПИШ формирует инженерные компетенции и задает карьерный трек выпускников

Текст:  Татьяна Батенёва
Российская газета - Спецвыпуск: Передовые инженерные школы №113 (9355)
У каждой Передовой инженерной школы есть индустриальные партнеры, совместно с которыми они реализуют задачи по разработке новых продуктов и технологий. Сейчас в общей сложности в деятельности ПИШ принимают участие более 290 компаний, среди которых - такие флагманы экономики страны, как ГК "Росатом", ГК "Роскосмос", ГК "Ростех", "Объединенная двигателестроительная корпорация", "КАМАЗ", "СИБУР Холдинг", "СИБАГРО", "Газпром нефть", "Объединенная судостроительная корпорация", "Объединенная приборостроительная корпорация" и многие другие. Они принимают активное участие в образовательной деятельности ПИШ, инициируют запуск новых образовательных программ проводят на своих предприятиях практики и стажировки студентов. Об этом "РГ" рассказали в Центре социологических исследований - операторе проекта.
Лекции и семинары в университетах стремятся проводить в максимально творческой обстановке. / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Проекты с двух сторон

Одним из ключевых проектов ПИШ Южного федерального университета является разработка системы управления робототехнического комплекса для сейсморазведочных работ с использованием группы автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА). Она ведется совместно с предприятием компании "Рубин". Завершен его первый этап, в рамках которого разработан макетный образец системы группового управления комплекса. На 2024 год планируется проведение испытаний созданного макетного образца.

Второй проект ПИШ ЮФУ - разработка программно-аппаратных средств повышения автономности борта комплексов с БПЛА. Цель - поэтапное повышение автономности системы управления БПЛА без участия оператора, групповое применение и применение совместно с экипажными средствами. Проект реализуется по заказу индустриальных партнеров - компаний "УЗГА" и "КТ-беспилотные системы". Уже разработано программное обеспечение планирования маршрута полета БПЛА, а также демонстратор тренажерно-моделирующего комплекса для отработки форм и способов их применения и обучения операторов.

Компании-партнеры занимаются финансированием и совместным испытанием разработок, чтобы в дальнейшем внедрить их на своем производстве.

Один из проектов ПИШ ННГУ им. Н.И. Лобачевского - оптоэлектронный микрочип QPSK-модулятора лазерного излучения. Он обеспечивает синхронную конвертацию нескольких радиочастотных сигналов в один оптический сигнал, что позволяет осуществлять высокоскоростную передачу данных по оптоволоконным линиям связи. QPSK-модулятор востребован в современных магистральных оптоволоконных сетях, а также используется в перспективных радиолокационных системах и аналоговых фотонных вычислительных устройствах.

Разработки в Передовых инженерных школах ведутся для решения реальных проблем

Проект реализуется в интересах компании "РФЯЦ-ВНИИЭФ", входящей в состав госкорпорации "Росатом". Создана лабораторная технология изготовления гибридных оптоэлектронных микрочипов на основе планарных оптических микросхем из ниобата лития (изготавливаются в ННГУ) и оксинитрида кремния (изготавливаемых в НИИИС им. Ю.Е. Седакова). Корпусирование микрочипов происходит на материально-технической базе индустриального партнера проекта, компании "Т8". Начало серийного производства QPSK-модуляторов планируется на 2026-2028 годы. Успех проекта позволит обеспечить импортозамещение на объектах критической телекоммуникационной инфраструктуры России, внедрить передовые радиофотонные решения в отечественные радиолокационные системы.

Это лишь малая часть совместных проектов, которые реализуют ПИШ в связке с индустриальными партнерами. На практике их в сотни раз больше, и их число будет нарастать с организацией все новых передовых инженерных школ.

Работа уже ждет

Успешным выпускникам ПИШ практически гарантировано трудоустройство на предприятия-партнеры по окончании учебы. А нередко оно происходит уже в процессе обучения и даже в самом его начале. Проектный подход к обучению позволяет оперативно познакомить предприятие и студентов в процессе выполнения совместных проектов.

Вторая траектория - доучивание кандидатов на трудоустройство до нужных компетенций. Высокотехнологичная компания формулирует свои требования к кандидату на определенную должность. ПИШ тестирует кандидата и затем доучивает его через программы переподготовки или повышения квалификации, после чего его принимают на работу.

Предприятия-партнеры ПИШ Донского государственного технического университета предлагают обучающимся Института перспективного машиностроения "Ростсельмаш" трудоустройство с частичной или полной занятостью. Для подробного знакомства с предприятием проводятся экскурсии обучающихся и собеседования с представителями кадровых служб компании. Студенты проходят практику, стажировки, обучение по программам дополнительного профессионального образования на предприятиях компании.

Успешным выпускникам ПИШ практически гарантировано трудоустройство на предприятия-партнеры по окончании учебы

Начиная со второго семестра программ технологической магистратуры, они участвуют в решении реальных производственных задач предприятия. По итогам подготовки выпускники уже будут иметь достаточный опыт в проектировании, разработке, изготовлении испытательного оборудования для "Ростсельмаша", в натурных испытаниях и расчетах, в разработке и внедрении конструкций реальных узлов. Исходя из требований предприятий сельхозмашиностроения к уровню специалистов, выпускники технологической магистратуры ПИШ будут соответствовать профилю инженера-конструктора 1-й категории. Сейчас выпускников ПИШ "Ростсельмаш" принимает на 3-ю категорию и затем до полугода обучает на собственной базе для перехода на 2-ю категорию. Если полученный профиль знаний не предполагает работу в техническом центре компании-партнера, то выпускник ПИШ будет способен взять на себя технологическое сопровождение производства в структуре главного технолога или стать специалистом по управлению поставщиками в центре материально-технического снабжения. Возможны карьерные треки в центре продаж и сервиса компании "Ростсельмаш".

А будущие выпускники ПИШ ЮФУ "Инженерия киберплатформ" этим летом будут проходить стажировки в ведущих инженерных предприятиях-партнерах с возможностью дальнейшего трудоустройства. В 2023 году разработан и запущен уникальный пилотный проект по подготовке инженеров нового поколения "Код Ростеха". Программа реализуется совместно с МИРЭА при методологической поддержке ПИШ ЮФУ и в полной мере отвечает требованиям предприятий компании "Ростех". Она построена на базе междисциплинарного подхода, позволяет комбинировать учебу, работу и проектную деятельность. К учебному процессу привлечены наставники и эксперты "Ростеха". Это позволяет трудоустроить молодежь и предоставить дополнительную поддержку, включая мотивированные выплаты, начиная с первого курса.

Наставник рядом

В передовых инженерных школах у каждого студента есть не только научный руководитель, но и наставник - специалист высокотехнологичной компании-партнера. Он помогает студенту пройти практическую подготовку, влиться в рабочий процесс, ставит перед ним реальные практические задачи и отслеживает результат. Иногда наставников даже несколько - они поэтапно познакомят обучающегося с разными аспектами деятельности предприятия.

Выпускники ПИШ готовятся к работе на производствах будущего

Стажировки в высокотехнологичных компаниях дают возможность получить опыт практической работы на уникальном высокотехнологичном оборудовании партнеров, проводить научные исследования или готовить макеты и прототипы, необходимые для научно-исследовательских работ.

Например, в ПИШ Томского политеха студенты могут присоединиться к проектам, направленным на решение реальных проблем индустрии, работать вместе с действующими учеными, инженерами. Передача знаний, навыков и ценностных установок происходит в команде во время выполнения совместного проекта.

Наставники магистров ПИШ Университета Иннополис помогают быстрее адаптироваться к производственному ритму и корпоративной культуре. После стажировки наставник готовит для каждого индивидуальную карту развития его навыков с рекомендациями по компетенциям, которые необходимо улучшить. Программа наставничества действует и для сотрудников ПИШ - при трудоустройстве в школу с новым сотрудником весь испытательный срок работает наставник.

290 компаний-лидеров принимают участие в работе ПИШ

В ПИШ МАИ ежегодно проводится конкурсный отбор на получение грантов для прохождения практик и стажировок в формате работы с наставниками. Ими выступают ведущие специалисты индустриальных предприятий, которые передают студентам свой уникальный практический опыт и передовые знания. Например, в 2022 году наставниками в рамках стажировок ПИШ выступили специалисты из компании "Аэрокомпозит". В прошлом году это были специалисты Центра аддитивных технологий, созданного на базе холдинговых компаний авиационного кластера госкорпорации "Ростех".

Карьера не за горами

Цель проекта "Передовые инженерные школы" - не просто профильное образование, а воспитание инженеров нового поколения. Такой специалист должен обладать фундаментальным и политехническим инженерным образованием, а также навыками в научных исследованиях. Он должен уметь работать в ситуациях с высоким уровнем неопределенности, формировать и обеспечивать деятельность целой инженерной команды, то есть выступать как менеджер. Он должен быть инженером полного цикла, то есть работать с учетом сквозного технологического процесса. Помимо этого, он должен иметь предпринимательские компетенции, в том числе по стратегическому маркетингу. По этим качествам идет оценка и отбор будущих руководителей производственных подразделений, выстраивается индивидуальный карьерный трек.

Передовая инженерная школа откроется на Сахалине

Например, выпускников ПИШ МАИ могут принять не только на линейные позиции инженеров производственных площадок, но и на должности руководителей инженерных команд, а также проектов и программ в авиационной отрасли. Требования к ним включают в себя как "жесткие навыки" - умение пользоваться ПО и оборудованием, знание технологий производства и принципов проектирования, так и "мягкие" - навыки в коммуникации, управлении, креативном мышлении и т.д. Такой специалист должен видеть связь в бизнес-процессах и этапах вывода новых продуктов на рынок, может выставлять требования на техническую часть, исходя из продуктовой логики.

Эти ясные перспективы являются мотивирующими факторами для выпускников ПИШ любого профиля. А для отечественной индустрии это надежда на ускорение темпов развития всех отраслей.

Образование Занятость