29.05.2024 08:00
Общество

Салават Сагитов: Гранты нужно давать студентам, готовым работать в школе

Текст:  Айгуль Камаева
Российская газета - Неделя - Башкортостан: №116 (9358)
Ежегодно Башгоспедуниверситет имени Акмуллы выпускает примерно 2,5 тысячи педагогов. В школу идут работать лишь около 1,5 тысячи молодых специалистов, но и из них далеко не все там задерживаются. Почему в школах республики сохраняется дефицит учителей, как решить эту проблему и чему сегодня учат будущих педагогов, на "деловом завтраке" в "РГ" рассказал ректор Башкирского государственного педагогического университета имени Акмуллы, депутат Государственного Собрания РБ Салават Сагитов.
Салават Сагитов: Профессию педагога выбирают хорошие ребята, я бы даже сказал, лучшие. / Петр Коннов/РГ
Читать на сайте RG.RU

Салават Талгатович, как изменились функции и специфика работы учителя в последние годы?

Салават Сагитов: Я думаю, функция учителя не изменилась. Он по-прежнему призван учить и воспитывать детей, но специфика работы постоянно трансформируется из-за внешних факторов. Сегодня, в период повсеместного давления на нашу страну и гигантского количества санкций, делается акцент на патриотическом воспитании. Повлияло на специфику работы и объявление 2024-го Годом семьи - больше внимания уделяется семейным ценностям. Вообще, надо помнить, что Великую Отечественную войну выиграл учитель, который воспитал поколения настоящих патриотов. Сейчас наступил очередной переломный момент в истории нашей страны.

Кто сегодня выбирает профессию педагога? На какое направление обучения самый большой конкурс?

Салават Сагитов: Профессию педагога выбирают хорошие ребята, я бы даже сказал, лучшие. Пусть не обижаются айтишники, юристы и представители других специальностей, но сложнее всего работать непосредственно с человеком, особенно с маленькими людьми, брать на себя ответственность за становление личности, за их будущее.

Сергей Ситников: Учителя должны помочь выпускникам пережить стрессовую ситуацию

Сегодня в Акмуллинском университете 70% направлений обучения - педагогические, остальные 30% приходятся на инженеров, художников, биотехнологов, музыкантов, IT-специалистов. Одно время модной была специальность "учитель истории и обществознания". Сейчас популярность набирает филологическое направление: русский, английский, восточные и тюркские языки. Увеличивается средний вступительный балл и по родным языкам. Думаю, дело в том, что наши студенты обучаются на двухпрофильном бакалавриате, позволяющем получить диплом по двум специализациям. К примеру, выучиться на учителя русского и английского языков или русского и башкирского. Выбор большой: немецкий, французский, китайский, арабский, киргизский языки. Сейчас планируем ввести и персидский. Не говоря уже о том, что за те же пять лет можно получить диплом одновременно учителя биологии и математики и так далее. Главное - желание студента.

А что касается непедагогического профиля, то сегодня самым популярным направлением обучения остается графический дизайн с конкурсом до 30 человек на место, на переводчиков конкурс доходит до 20-25 претендентов на место.

Так почему же остается острым вопрос нехватки учителей в школах?

Салават Сагитов: Среди объективных причин дефицита учителей - урбанизация. Школы в селах стараются не закрывать, а молодежь не спешит возвращаться в районы, предпочитая жить в благоустроенных и комфортных условиях города. Многие предлагают вернуть жесткое распределение, да только в советские времена муниципалитеты давали своим специалистам жилье. Сейчас это для молодого учителя - проблема.

Поэтому я считаю, что завлекать молодых специалистов нужно реальными деньгами. Например, сегодня в Башкортостане по республиканской программе "Сельский учитель" молодым педагогам выдают гранты в размере 690 тысяч рублей, но для участия в конкурсе необходимо уже иметь педстаж не менее трех лет. В прошлом году такие гранты получили 150 сельских учителей. Почему бы не направить часть этих средств на поддержку талантливых и активных выпускников педагогических факультетов, готовых работать в сельских школах? Думаю, желающих будет немало. Мы внесли соответствующее предложение в Министерство образования и науки РБ, надеюсь, его поддержат.

В Башкирии наблюдается большой дефицит математиков и учителей начальных классов. Поэтому в прошлом году мы впервые открыли специальность "учитель начальных классов, учитель математики", то есть два в одном. Такие выпускники на вес золота в селах, плюс решается проблема с нехваткой учебных часов.

Что думают родители и учителя о Всероссийских проверочных работах

Также в прошлом году по заказу администрации Уфы мы обучили 150 наших студентов четвертых и пятых курсов на советников директоров по воспитательной работе. Помимо теоретических, организовали практические занятия для отработки полученных знаний. В итоге около 60% ребят устроились на работу в школы Уфы. Такие проекты позволяют популяризировать работу учителя-наставника и заинтересовать молодежь.

Ну и, конечно, чтобы стимулировать выпускников педуниверситета идти работать в школу, стоило бы повысить зарплату в этой сфере и снизить непрофильную нагрузку.

Также хотел бы отметить еще один момент, связанный с выгоранием учителей, особенно молодых, - родители. Почему-то многие папы и мамы считают, что в процессе образования они разбираются не хуже дипломированных учителей и даже лучше. Во время пандемии все осознали, что учитель не просто "говорящая голова", передающая информацию, что педагог - это ценность, он лучше знает, как нужно разговаривать и обучать их детей. Но, к сожалению, все быстро забывается.

Как сегодня ведется подготовка учителей? Какие дополнительные навыки им дают?

Салават Сагитов: Один из акцентов - мы учим будущих педагогов работать с детьми с особенностями здоровья. Это требование времени, так как количество таких детей растет. Второй важный момент - это IT-компетенции. Компьютер учителя не заменит, но существенно облегчит жизнь, позволит увидеть тенденции и новые идеи.

Один из наших принципов - хоть на полшага, но опережать систему образования страны. Ведь наши студенты завтра придут в школу, и они должны владеть современными методиками и технологиями. Недаром мы один из ведущих педвузов России.

В 2024 году у нас будет 1689 бюджетных мест на специалитет, бакалавриат и магистратуру. При этом надо помнить, что педагогический университет прежде всего выполняет социальный заказ - готовит тех специалистов, которые необходимы для дальнейшего развития республики. Кстати, здесь возникает вопрос баланса между нашими и иностранными абитуриентами, которые стремятся к нам поступить в большом количестве. Но, набирая иностранных граждан, мы не решим проблему дефицита кадров в школах, ведь такие выпускники чаще всего уезжают домой.

Кстати, как строится работа с другими странами? Ваши выпускники там тоже нужны?

Салават Сагитов: Мы тесно сотрудничаем с Киргизией, Казахстаном и Таджикистаном. Один из федеральных проектов реализуем в Киргизии. Наш Акмуллинский университет курирует там строительство девяти школ, готовит для них учителей, составляет учебные планы, которые будут соответствовать образовательным стандартам двух стран. Кроме педагогических направлений, киргизские коллеги заинтересованы в наших студентах-логопедах и психологах и уже становятся за ними в очередь.

Также мы тесно сотрудничаем с КНР. Китайцам нужны филологи - преподаватели русского языка, а также представители творческих профессий - музыканты, художники.

Преподаватели колледжей смогут досрочно выйти на пенсию

Кроме того, мы помогаем своим коллегам на возвращенных территориях - в ЛНР, ДНР, Запорожье и Херсоне. Под нашим крылом школы, в том числе имени генерала Шаймуратова, тесно сотрудничаем с четырьмя педвузами. Помогаем им с переходом на российскую систему образования как методически, так и практически. Проводим онлайн-консультации, совещания, отвечаем на их вопросы, делимся методиками и опытом, принимаем делегации. К нам на каникулы приезжают дети из этих регионов, учатся студенты оттуда. Планируем создать там методические центры, которые помогут школам и университетам безболезненно войти в единое российское образовательное пространство.

Ключевой вопрос

Как обстоят дела с наукой? И как привлекаете в науку молодежь?

Салават Сагитов: Мы активно работаем с Евразийским научно-образовательным центром, наши молодые ученые благодаря грантам главы РБ Радия Хабирова ежегодно получают денежные сертификаты на улучшение жилищных условий и зарубежные стажировки. При поддержке Евразийского НОЦ открыли на базе университета молодежную лабораторию по наносенсорике, а также лабораторию по биотехнологиям. Поддержка со стороны региона чувствуется, и на нас с завистью смотрят остальные 36 педвузов России.

Мы стараемся увлечь ребят наукой с первого курса. В этом помогают молодежные научные клубы, лаборатории с современным оборудованием, конференции, научные исследования. По программе академической мобильности организуем обмен студентами с другими вузами, давая ребятам возможность расширить кругозор, увидеть, как живут в других регионах и за пределами страны.

Образование Башкортостан