Салават Талгатович, как изменились функции и специфика работы учителя в последние годы?
Салават Сагитов: Я думаю, функция учителя не изменилась. Он по-прежнему призван учить и воспитывать детей, но специфика работы постоянно трансформируется из-за внешних факторов. Сегодня, в период повсеместного давления на нашу страну и гигантского количества санкций, делается акцент на патриотическом воспитании. Повлияло на специфику работы и объявление 2024-го Годом семьи - больше внимания уделяется семейным ценностям. Вообще, надо помнить, что Великую Отечественную войну выиграл учитель, который воспитал поколения настоящих патриотов. Сейчас наступил очередной переломный момент в истории нашей страны.
Кто сегодня выбирает профессию педагога? На какое направление обучения самый большой конкурс?
Салават Сагитов: Профессию педагога выбирают хорошие ребята, я бы даже сказал, лучшие. Пусть не обижаются айтишники, юристы и представители других специальностей, но сложнее всего работать непосредственно с человеком, особенно с маленькими людьми, брать на себя ответственность за становление личности, за их будущее.
Сегодня в Акмуллинском университете 70% направлений обучения - педагогические, остальные 30% приходятся на инженеров, художников, биотехнологов, музыкантов, IT-специалистов. Одно время модной была специальность "учитель истории и обществознания". Сейчас популярность набирает филологическое направление: русский, английский, восточные и тюркские языки. Увеличивается средний вступительный балл и по родным языкам. Думаю, дело в том, что наши студенты обучаются на двухпрофильном бакалавриате, позволяющем получить диплом по двум специализациям. К примеру, выучиться на учителя русского и английского языков или русского и башкирского. Выбор большой: немецкий, французский, китайский, арабский, киргизский языки. Сейчас планируем ввести и персидский. Не говоря уже о том, что за те же пять лет можно получить диплом одновременно учителя биологии и математики и так далее. Главное - желание студента.
А что касается непедагогического профиля, то сегодня самым популярным направлением обучения остается графический дизайн с конкурсом до 30 человек на место, на переводчиков конкурс доходит до 20-25 претендентов на место.
Так почему же остается острым вопрос нехватки учителей в школах?
Салават Сагитов: Среди объективных причин дефицита учителей - урбанизация. Школы в селах стараются не закрывать, а молодежь не спешит возвращаться в районы, предпочитая жить в благоустроенных и комфортных условиях города. Многие предлагают вернуть жесткое распределение, да только в советские времена муниципалитеты давали своим специалистам жилье. Сейчас это для молодого учителя - проблема.
Поэтому я считаю, что завлекать молодых специалистов нужно реальными деньгами. Например, сегодня в Башкортостане по республиканской программе "Сельский учитель" молодым педагогам выдают гранты в размере 690 тысяч рублей, но для участия в конкурсе необходимо уже иметь педстаж не менее трех лет. В прошлом году такие гранты получили 150 сельских учителей. Почему бы не направить часть этих средств на поддержку талантливых и активных выпускников педагогических факультетов, готовых работать в сельских школах? Думаю, желающих будет немало. Мы внесли соответствующее предложение в Министерство образования и науки РБ, надеюсь, его поддержат.
В Башкирии наблюдается большой дефицит математиков и учителей начальных классов. Поэтому в прошлом году мы впервые открыли специальность "учитель начальных классов, учитель математики", то есть два в одном. Такие выпускники на вес золота в селах, плюс решается проблема с нехваткой учебных часов.
Также в прошлом году по заказу администрации Уфы мы обучили 150 наших студентов четвертых и пятых курсов на советников директоров по воспитательной работе. Помимо теоретических, организовали практические занятия для отработки полученных знаний. В итоге около 60% ребят устроились на работу в школы Уфы. Такие проекты позволяют популяризировать работу учителя-наставника и заинтересовать молодежь.
Ну и, конечно, чтобы стимулировать выпускников педуниверситета идти работать в школу, стоило бы повысить зарплату в этой сфере и снизить непрофильную нагрузку.
Также хотел бы отметить еще один момент, связанный с выгоранием учителей, особенно молодых, - родители. Почему-то многие папы и мамы считают, что в процессе образования они разбираются не хуже дипломированных учителей и даже лучше. Во время пандемии все осознали, что учитель не просто "говорящая голова", передающая информацию, что педагог - это ценность, он лучше знает, как нужно разговаривать и обучать их детей. Но, к сожалению, все быстро забывается.
Как сегодня ведется подготовка учителей? Какие дополнительные навыки им дают?
Салават Сагитов: Один из акцентов - мы учим будущих педагогов работать с детьми с особенностями здоровья. Это требование времени, так как количество таких детей растет. Второй важный момент - это IT-компетенции. Компьютер учителя не заменит, но существенно облегчит жизнь, позволит увидеть тенденции и новые идеи.
Один из наших принципов - хоть на полшага, но опережать систему образования страны. Ведь наши студенты завтра придут в школу, и они должны владеть современными методиками и технологиями. Недаром мы один из ведущих педвузов России.
В 2024 году у нас будет 1689 бюджетных мест на специалитет, бакалавриат и магистратуру. При этом надо помнить, что педагогический университет прежде всего выполняет социальный заказ - готовит тех специалистов, которые необходимы для дальнейшего развития республики. Кстати, здесь возникает вопрос баланса между нашими и иностранными абитуриентами, которые стремятся к нам поступить в большом количестве. Но, набирая иностранных граждан, мы не решим проблему дефицита кадров в школах, ведь такие выпускники чаще всего уезжают домой.
Кстати, как строится работа с другими странами? Ваши выпускники там тоже нужны?
Салават Сагитов: Мы тесно сотрудничаем с Киргизией, Казахстаном и Таджикистаном. Один из федеральных проектов реализуем в Киргизии. Наш Акмуллинский университет курирует там строительство девяти школ, готовит для них учителей, составляет учебные планы, которые будут соответствовать образовательным стандартам двух стран. Кроме педагогических направлений, киргизские коллеги заинтересованы в наших студентах-логопедах и психологах и уже становятся за ними в очередь.
Также мы тесно сотрудничаем с КНР. Китайцам нужны филологи - преподаватели русского языка, а также представители творческих профессий - музыканты, художники.
Кроме того, мы помогаем своим коллегам на возвращенных территориях - в ЛНР, ДНР, Запорожье и Херсоне. Под нашим крылом школы, в том числе имени генерала Шаймуратова, тесно сотрудничаем с четырьмя педвузами. Помогаем им с переходом на российскую систему образования как методически, так и практически. Проводим онлайн-консультации, совещания, отвечаем на их вопросы, делимся методиками и опытом, принимаем делегации. К нам на каникулы приезжают дети из этих регионов, учатся студенты оттуда. Планируем создать там методические центры, которые помогут школам и университетам безболезненно войти в единое российское образовательное пространство.
Как обстоят дела с наукой? И как привлекаете в науку молодежь?
Салават Сагитов: Мы активно работаем с Евразийским научно-образовательным центром, наши молодые ученые благодаря грантам главы РБ Радия Хабирова ежегодно получают денежные сертификаты на улучшение жилищных условий и зарубежные стажировки. При поддержке Евразийского НОЦ открыли на базе университета молодежную лабораторию по наносенсорике, а также лабораторию по биотехнологиям. Поддержка со стороны региона чувствуется, и на нас с завистью смотрят остальные 36 педвузов России.
Мы стараемся увлечь ребят наукой с первого курса. В этом помогают молодежные научные клубы, лаборатории с современным оборудованием, конференции, научные исследования. По программе академической мобильности организуем обмен студентами с другими вузами, давая ребятам возможность расширить кругозор, увидеть, как живут в других регионах и за пределами страны.