Что касается распределения заказчиков, пользующихся аутстаффингом, то в апреле текущего года на IT-интеграцию пришлось 34%, на ритейл - 29%, на разработку программного обеспечения - 15%, на банки и финансы - 10%, а на телеком - 4%.
"95% компаний, которые воспользовались этой услугой, продолжают ей пользоваться из года в год", - отметил Шабашкевич.
Руководителям организаций прежде всего важен результат: это может быть ранний выход на рынок со своим продуктом, начало монетизации или захват рынка. По этой причине основным фактором роста аутстаффинга стало то, что он сокращает реализацию проекта в среднем на 2-6 месяцев, объяснил сооснователь B2B-маркетплейса IT-аутстаффинга SkillStaff Александр Хачиян. Он отметил, что это часто идет вразрез с интересами руководителей конкретных подразделений, которым кажется важным выполнить задачу своими собственными ресурсами или, при их дефиците, за счет увеличения путем дополнительного найма.
"Компании, которые используют IT-аустаффинг, подтверждают, что они за счет привлечения внешних ресурсов смогли раньше начать работу над проектом, раньше его закончить, и, соответственно, начать монетизировать. Это позволило оперативно окупить вложения в аутстаффинг", - сказал он.
Популярность IT-аутстаффинга растет и из-за дефицита кадров высокого уровня, образовавшегося в 2022 году после оттока специалистов. Тогда же многие компании стали создавать IT-точки для получения льгот с целью упрощения подбора сотрудников и расширения возможностей работы по этой модели. Более того, за сотрудников начали бороться и страны СНГ - Казахстан, Азербайджан, Узбекистан, Кыргызстан и другие - они предлагают российским экспатам конкурентную зарплату.
При этом, если в период с 2005 по 2015 годы шеринг-моделью в первую очередь стали пользоваться крупные компании и представительства зарубежных организаций, в которых были иностранные менеджеры-консультанты, то уже в 2015 году эта система начала расти - к ней все чаще стал обращаться и более мелкий бизнес.
Сегодня же российская экономика и законодательство сделали возможным развитие этой системы. Особой популярностью пользуется аутстаффинг для персонала во время сезонных, проектных и разовых работ. Так, первое место среди IT-направлений здесь занимает разработка - на нее приходится 39%. В частности, шеринг-моделью пользуются 11% Java-разработчиков, 10% PHP-разработчиков и 9% Frontend-разработчиков. Также в этот список вошли аналитика (27%), тестирование (15%), администрирование (7%), дизайн (5%), другие стеки (4%), включая специалистов техподдержки, архитекторов и консультантов 1С, и управление (3%).
Если говорить об уровнях IT-специалистов, то Senior или Middle и Middle+ ищут 35% компаний. Только Middle и Middle+ - тоже 35%, только Senior - 19%, Lead или Senior - 19%, только Lead - 2%, а Junior - лишь 2%.
Всего в 2023 году в аккредитованных IT-компаниях в России с функциями аутсорса и аутстафа было представлено около 170 тысяч специалистов.
"Внутреннего найма, как бы он хорошо не работал, не всегда достаточно и не всегда он нужен в таких объемах после окончания проекта", - подчеркнул Хачиян.
По прогнозам, в этом году рынок IT-аутстаффинга может достигнуть 211 млрд рублей.
Как у них?
Зарубежные страны более открыто относятся к аутсорсингу и аутстаффингу. Привлечение внешних экспертов и консультантов - стандартная практика для компаний. Поэтому у них нет четких ограничений оплаты за результат, они не измеряют его в денежном эквиваленте.
По данным компании TalentNations, средние почасовые ставки для IT-специалистов на уровне Junior/Junior+ составляют от 10 до 15 долларов в час, роли Middle/Middle+ могут варьироваться от 20 до 40 долларов в час, а для ролей Senior цены колеблются от 40 до 70 долларов в час. Отдельные роли могут иметь ставки от 70 до 100 долларов США в час.