30.05.2024 03:00
Экономика

Российские консультанты по персоналу успешно заменили зарубежные компании

Текст:  Евгения Мамонова
Российская газета - Спецвыпуск: Российский консалтинг №117 (9359)
Сегодня все больше российских компаний прибегают к услугам кадрового консалтинга. Это позволяет проанализировать текущее состояние бизнеса и выявить слабые места в управлении персоналом, которые зачастую не видны внутреннему HR-подразделению.
/ iStock
Читать на сайте RG.RU

Многие эксперты уверены, что падение эффективности бизнеса начинается с низкой продуктивности кадров и постоянной текучки. Заметить "болевые точки" в работе персонала и найти способ их победить - в этом и состоит основная задача кадрового консалтинга. Некоторые ставят знак равенства между кадровым аудитом и консалтингом в сфере HR. Однако это разные вещи. Кадровый аудит сфокусирован в первую очередь на анализе документации, HR-консалтинг - более объемное мероприятие, в котором основное внимание уделено работе с людьми.

HR-консультанты помогают выявить потребности компании в новых сотрудниках, оценить действующий персонал и подобрать перспективных кандидатов на открытые вакансии. Кроме того, такие специалисты могут провести аттестацию и повышение квалификации сотрудников, разработать индивидуальные программы развития, сформировать кадровый резерв и даже наладить в компании положительный психологический климат.

"Компании прибегают к стороннему консалтингу, когда нужен свежий взгляд со стороны, чтобы показать команде новые точки развития или оптимизации, - отмечает генеральный директор КРОС Екатерина Мовсесян. - Консалтинг в сфере HR очень полезен, когда мы говорим о выстраивании HR-бренда, формировании системы мотивации и обучения, когда речь идет о разработке и внедрении изменений. Для компаний, в том числе и с финансовой точки зрения, выгоднее привлечь стороннюю экспертизу на ограниченный период (пока реализуется проект), чем нанять соответствующих специалистов в штат и искать для них новые роли по завершении проекта".

Сегодня многие компании предпочитают при выстраивании HR-бренда с нуля полагаться на сторонних специалистов. Это помогает сразу сделать все правильно и автоматизировать рутинные задачи, не погрязнув в них. Как правило, HR-консультанты используют в своей работе передовые практики, адаптируя их под специфику той или иной компании. Такой подход позволяет воспользоваться наиболее современной и эффективной стратегией, что также работает в пользу дальнейшей продуктивности.

Во сколько сегодня работодателю обходятся подбор персонала и его "доращивание"

HR-консалтинг также оказывается полезным, когда компания уже предприняла определенные усилия для оптимизации кадровых процессов, однако из этого ничего не вышло. В этой ситуации специалист извне сможет свежим взглядом посмотреть со стороны на проделанную работу и применить те практики, с которыми внутренние HR не знакомы или посчитали их неприменимыми.

"HR-консультантов со стороны стоит привлекать, когда компания сталкивается с необходимостью быстро получить какую-то узкую экспертизу, - говорит директор по развитию человеческого капитала Школы управления Сколково Сергей Спасов. - Например, в нормировании труда или внедрении подхода OKR (Objectives and Key Results - методика постановки целей и отслеживания результата. - Прим. ред.). Нанимать в штат человека с такой экспертизой нецелесообразно, так как она нужна только несколько месяцев, а учить своих долго".

Также, по словам эксперта, внешний специалист необходим, когда не хватает своих рук и есть задача сфокусированно работать над каким-то направлением или проектом. У собственной команды всегда много текущих дел, она занимается так называемыми run-активностями (поддержание текущих процессов). HR-консультанты будут полезны, когда есть задача по изменениям, чтобы держать внимание и добиваться прогресса в change-активностях (внедрение новых продуктов и технологий) или когда компании нужен свежий взгляд на актуальную задачу.

Консультанты помогают оценить персонал и подобрать достойных кандидатов на вакансии

HR-консалтинг, как и любой другой, может использоваться внутренним кадровым подразделением для придания веса своим идеям и статусной помощи в реализации.

"Чтобы консалтинг реально помог решить конкретные задачи, внутреннее HR-подразделение должно выступить профессиональным заказчиком, - отмечает Екатерина Мовсесян. - Как правило, на аутсорсинг передаются различные исследования лояльности и вовлеченности, аудит бизнес-процессов и, конечно, обучение и выстраивание системы мотивации".

Сегодня на рынке HR-консалтинга присутствуют только российские компании. Однако, по словам экспертов, это не делает его ограниченным. За практически 30-летний путь развития отечественный кадровый консалтинг органично рос и развивался, успешно внедряя и адаптируя к российским условиям лучшие практики крупнейших зарубежных компаний. Кроме того, за годы присутствия западного консалтингового бизнеса в нашей стране наблюдался активный обмен кадрами, что также положительно сказалось на развитии отрасли.

На аутсорсинг обычно передаются исследования лояльности, выстраивание системы мотивации

"Главным преимуществом зарубежных компаний была их глобальная библиотека знаний и опыта реализации различных кейсов, - отмечает Сергей Спасов. - Было больше шансов получить экспертизу из своей отрасли от компаний, решавших подобные задачи".

В то же время, по словам эксперта, российские игроки, обладающие большими знаниями о местной специфике, оказывались ближе к задачам клиентов и предоставляли качественные услуги за меньшую стоимость. Поэтому к 2022 году российский HR-консалтинг работал с теми же клиентами и над теми же задачами, что и международные компании.

Андрей Травников поручил вовлечь работодателей к прогнозированию кадровой потребности

"Отечественные консалтинговые компании обладали и обладают большей конкурентоспособностью в части ценовой доступности услуг, - подтверждает Сергей Спасов. - Говоря простым языком, клиенты российских компаний не платят дополнительные деньги за международный бренд и трансатлантические перелеты бизнес-классом".

Итак, российский консалтинг глубоко погружен в тонкости местного рынка и всегда носит более прикладной характер. Международный же - более структурирован и обычно помогает выстроить бизнес-процессы в соответствии с определенными стандартами. При этом, международные компании проработали на российском рынке достаточно долго, и несмотря на их уход, полученный опыт успешно перенят и реализуется.

По словам экспертов, в ближайшее время российский рынок HR-консалтинга будет проходить стадию "естественного отбора", которую переживут только по-настоящему сильные компании, доказавшие свою компетентность и эффективность при решении различных задач. Скорее всего, именно из них сформируется пул компаний-гигантов, в широком смысле этого слова, чьи имена будут узнаваемы и кто будет считаться экспертами в своем деле.

/ Инфографика "РГ" / Александр Чистов / Михаил Калмацкий
Бизнес