Союз искусства и экономики
Опыт работы в крае отечественных и зарубежных съемочных групп, довольно длинная галерея фильмов, снятых в местных пейзажах и интерьерах, растущий интерес к кинопроизводству у местной молодежи - все говорит о том, что перспективы у этой отрасли в Приморье есть, и довольно ясные, считает режиссер и руководитель недавно созданного Центра поддержки и развития кино Приморского края Дмитрий Шевцов.
Хорошо зная киношную кухню изнутри, он убежден, что развитие киноиндустрии выгодно для Приморья. Создавая условия для кинопроизводства, мы привлекаем в регион колоссальные средства. Еще больше денег приносят туристы, которые хотят увидеть воочию то, что смотрели на экранах.
Начиная с 2004 года в крае проходили съемки свыше 30 полнометражных фильмов и сериалов. Половина из них снято кинематографистами из Китая, Японии, США, Финляндии, Франции, Норвегии и Польши. За один съемочный день российская кинокомпания может потратить в регионе от одного до двух миллионов рублей, а если речь идет о зарубежных киностудиях, цифры еще выше.
- Самый большой проект, который снимался в Приморском крае, - это "Старый телохранитель" Саммо Хунга, легенды гонконгского кино, который приезжал к нам в 2014 году, - рассказывает Дмитрий Шевцов. - В составе съемочной группы прибыли около 200 человек, среди которых был всемирно известный актер Энди Лау. Так вот компания за неделю оставила в Приморье десять миллионов рублей - это деньги, которые пошли в том числе на гостиницы, транспортные расходы и прочее.
Все идет по плану
У Дмитрия Шевцова есть своя формула создания киноиндустрии под названием "4К": кинофестиваль, кинокомиссия, киностудия, киношкола. По его мнению, решение такой нетривиальной задачи могут обеспечить только все четыре составляющие в комплексе. Пока в Приморье наличествуют лишь две из них: кинофестиваль и кинокомиссия.
Безусловно, международный кинофестиваль стран АТР "Меридианы Тихого" сделал львиную долю работы - вспахал культурную почву, создал среду и навел мосты с азиатскими кинематографистами. В 2016-м в Приморском крае была создана кинокомиссия, призванная продвигать регион как съемочную площадку. Это в свою очередь позволило запустить систему рибейтов - специальных льгот и субсидий, когда из регионального бюджета производителям кино возвращается часть понесенных на территории затрат.
- Приморский край первым из российских регионов запустил эту систему. Она, к сожалению, изрядно буксовала по разным причинам, но при этом проекту Данилы Козловского "На районе" в 2016 году выплатили небольшие деньги. И Приморский край вошел в историю России как регион, где впервые создана кинокомиссия и где был получен первый рибейт.
В 2023 году правительство региона перезапустило программу рибейтов, и она начала действительно работать. В настоящее время рибейт составляет от 20 до 40 процентов. Его величина растет, если соблюдается ряд условий: например, когда кино рассказывает про известную историческую личность, жизнь которой связана с Приморьем, или компания берет на практику местных молодых специалистов.
С недавних пор функции кинокомиссии исполняет созданный региональным минкультом Центр поддержки и развития кино. Ему поручено заниматься не только привлечением в Приморье российских и зарубежных съемочных групп, но и создавать здесь свои проекты, поддерживать местных творцов. Как говорит руководитель центра, и тех, и других уже сегодня немало.
- Сейчас у нас возле маяка Бюссе в Хасанском районе начались съемки полнометражного художественного фильма "Большая земля" режиссера Юлии Трофимовой, это компания Star Media Distribution. Перед началом съемок мы предоставили им всю информацию о приморских актерах, об имеющейся технике, рассказали про рибейт и помогли выбрать локации. Другой проект - полнометражный документальный фильм режиссера Азата Григоряна (россиийская телекомпания "АТВ Фильм") под названием "Полет над Владивостоком". Здесь мы помогаем практически во всем, начиная с разрешения на использование коптера и заканчивая вопросами кинопроизводства, - объясняет Дмитрий Шевцов.
По его сведениям, Приморский край сегодня лидирует по количеству съемок проектов из других российских регионов и зарубежных стран.
А что у нас?
Работа больших кинокомпаний стимулирует местных кинематографистов. Самый заметный игрок на этом поле - владивостокская студия Cinema Code. Директор и режиссер Георгий Саенко сотоварищи успешно снял мини-сериал "Осенние визиты" по роману Сергея Лукьяненко и приступил к экранизации других произведений того же автора - "Черновик" и "Чистовик". Во Владивостоке работают и резиденты продюсерского центра "Инсайт люди", блогерской структуры группы компаний "Газпром-медиа Холдинг". Известный в крае режиссер Сергей Боровков недавно заключил контракт со Свердловской киностудией, но снимать кино планирует во Владивостоке. А не столь известный пока Алексей Сухачев с проектом "Зеленый угол" занял первое место в категории "Документальное кино" на питчинге дебютантов в рамках 46-го Международного Московского кинофестиваля.
- В Находке работает Сергей Ильинов, у него студия "Медиадом", - продолжает Дмитрий Шевцов. - Он сейчас выиграл грант от Фонда культурных инициатив в размере семи миллионов рублей на съемку документальных фильмов. А до этого грант того же фонда получили девушки из Владивостока с проектом "Наука женского рода" на создание документального кино про женщин науки. В общем, у нас движение началось, и я надеюсь, что оно продолжится.
Дайте сценарий
Сегодня Центр поддержки и развития кино Приморского края стремится реализовать оставшиеся два пункта из формулы "4К" - киношколу и киностудию. Задачи громадные, требующие серьезных затрат, большой энергии энтузиастов и внимания власти - благо, и краевое министерство культуры, и Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики заинтересованы в развитии киноиндустрии в Приморье. А еще хочется создать кинокластер, объединяющий все кинопроизводящие компании в одном месте - по примеру кинопарка "Москино", который создается ныне в Красной Пахре. Кстати, там сейчас в декорациях старого Владивостока с Адмиральской пристанью и заливом снимается фильм "Арсеньев".
Больше же всего сегодня руководителя центра волнует нехватка сценариев.
- Это очень большая проблема. У Приморья есть истории, их нужно адаптировать для кино. Необходимо создать базу сценариев, которую мы могли бы продвигать московским компаниям, чтобы они приезжали сюда и снимали кино про наш край.
Значит, что у краеведов и писателей есть весьма интересная задача - воплотить для визуального повествования страницы приморской истории и судьбы живших здесь людей. Дмитрий Шевцов уверен, это поможет развитию региональной киноиндустрии, а вместе с тем привлечению российских кинокомпаний и иностранных туристов.