Обладая сравнительно небольшой, менее процента от общемировой, территорией, в недрах Гвинеи сосредоточено порядка 70 процентов мировых запасов бокситов, 6,6 процента железной руды. А еще алмазы, уран и предположительно нефть. А также золото, много золота. Английские золотые монеты, ходившие в Британии во времена Конан Дойла, чеканились из добытого в Гвинее золота. Отсюда их название - гинеи.
Ресурсы стали проклятием
Но все эти природные богатства, которые могли бы превратить гвинейцев в "ротшильдов" Африки, пока не принесли стране процветания. В какой-то степени они стали своего рода проклятием Гвинеи, которой с момента обретения независимости от Франции в 1958 году пришлось пережить не один государственный переворот, столкнуться зачастую с ущербной экономической политикой своих руководителей и испытать неоколониализм Запада, стремившегося оставить за собой природные богатства региона. Глядя на мелькающие за автобусным окном кривые лачуги бедняков в столице Гвинеи - городе Конакри, уже не кажется совершенно нереалистичной прочитанная мной информация, что для получения диплома о высшем образовании в этой африканской стране достаточно сдать экзамен на знание "Ворда" и "Экселя". Впрочем, это может быть байкой, придуманной в Европе и запущенной в Сеть в отместку гвинейцам, которые ищут собственный путь развития и не склонны доверять бывшим колонизаторам.
А гвинеец Сэм Брук
Пожалуй, самым широко известным во времена СССР гвинейцем был Сэм Брук, который в песне Высоцкого "Марафон" "обошел меня на круг" и которого все называли "наш гвинейский друг". Никакого бегуна Сэма Брука из Гвинеи в природе не существовало, это фантазия поэта. А вот дружба между Москвой и Конакри действительно была. Все началось в 1958 году, когда СССР признала независимость Гвинеи, а возмущенная результатами референдума о независимости Франция (независимость поддержали 95 процентов гвинейцев. - прим. "РГ") выстроила режим изоляции вокруг бывшей колонии. Тогда первый президент Гвинеи Секу Туре отправился в Москву, обещав построить в стране социализм.
В 1961 году Конакри посетил Леонид Брежнев, который по итогам поездки предложил помочь самой прогрессивной стране Африки. В СССР появилась идея создать так называемое гвинейское окно, чтобы другие государства континента увидели, как благодаря Советскому Союзу они могли бы счастливо и богато жить. СССР помогал Гвинее добывать бокситы, построил университет, аэропорт, стадион, гостиницу, проложил железные и автомобильные дороги. Гвинейцы получали высшее образование в Советском Союзе.
Многое из сделанного в те годы до сих пор функционирует, за исключением, пожалуй, железных дорог, которые были в итоге заброшены за ненадобностью. И сейчас действует только ветка длиною около 160 километров, которую использует работающий в Гвинее российский РУСАЛ для нужд производства. Так что гвинейцы до сих пор благодарны Брежневу, при котором страна мирно развивалась и, пусть с перегибами, строила социализм, так как его понимали в Африке. А африканская специфика действительно присутствовала - например, до 1974 года гвинейцев лечили только шаманы и знахари - любая иная медицина, кроме народной, была законодательно запрещена.
Добавлю, что после распада СССР первое межправительственное соглашение Москва и Конакри заключили в 2018 году. Оно касалось военно-технического сотрудничества.
С западной демократией не заладилось
Постсоветский период в истории Гвинеи оказался достаточно кровавым: после того как в 1984 году власть в стране захватили военные, а СССР уже не мог вкладывать в Конакри столько денег, сколько хотелось новым властям, те забыли об идеях Ленина и переключились на Европу - ей они обещали построить демократию. Нет смысла описывать множество последовавших за этими обещаниями переворотов и выборов, после которых в стране начинались вооруженные столкновения. С демократией западного образца у гвинейцев совершенно точно не заладилось. Сложно сказать, что тому было причиной - высокий уровень коррупции, разделение страны по этническому признаку, когда каждый новый правитель опирался только на своих соплеменников и игнорировал другие живущие в стране народы. Или причина была в желании Европы поддерживать в Гвинее политическую нестабильность. Она позволяла Западу приводить к власти нужных ему людей и не признавать итоги голосования, которые его не устраивали.
Последняя смена власти в Гвинее произошла в 2021 году. Возглавлявший элитное подразделение спецназа полковник Мамади Думбуя (в прошлом он служил во французском иностранном легионе, после чего сделал карьеру военного в Гвинее. - прим. "РГ") поместил под арест 83-летнего президента Альфу Конде, которого считали ставленником Запада.
Несмотря на возмущение Госдепартамента США, заявившего, что арест Конде "может ограничить возможности США и других международных партнеров по оказанию помощи (читай, разграблению) природных богатств Гвинеи", полковник Думбуя не испугался и сформировал переходное правительство. Военные заявили, что передадут власть гражданским институтам в конце 2024 года, а сам Думбуя был приведен к присяге в качестве главы Гвинеи на переходный период. После его прихода к власти в стране воцарилось относительное спокойствие - официальный Конакри стал активно реализовывать многовекторную внешнюю политику. Страна приняла участие в прошедшем в Санкт-Петербурге саммите "Россия - Африка", разделяет ключевые подходы Москвы и Пекина по международной повестке, отказавшись от прозападных нарративов.
В ходе визита в Гвинею Сергей Лавров встретился в закрытом формате с президентом Думбуей, а также провел переговоры с министром иностранных дел Морисандой Куйяте - бывшим врачом, политическим активистом, выступавшим против применения нетрадиционных методов лечения женщин в Гвинее. Ранее власти Гвинеи проявляли заинтересованность в закупке российского зерна, расширении образовательных программ для гвинейских студентов, сотрудничестве в инфраструктурных и социальных проектах, направленных на сокращение масштабов бедности. Нынешний визит Лаврова подчеркнул дружественный и сбалансированный характер внешней политики Гвинеи по отношению к России. Он продемонстрировал гвинейцам готовность Москвы со своей стороны развивать все перспективные направления сотрудничества - от военно-технического до технологического.
В начале 2000-х годов самые крупные вклады в швейцарские банки делали граждане Гвинеи, тогда как 99,9 процента жителей этой африканской страны влачили нищенское существование. Придя к власти, президент Думбуя обещал изменить жизнь народа к лучшему. У прежних властей Гвинеи с помощью Запада сделать это не получилось. Теперь официальный Конакри энергично разворачивает государственный корабль в направлении прежних, проверенных временем партнеров. Визит Лаврова подтверждает: гвинейцы были услышаны.
- Земля в Гвинее ярко-красного или оранжевого цвета. А бензин только красного цвета, причем нигде не указывается его марка.
- Гвинея экспортирует воду в 14 стран Африки, но в то же время в самом государстве есть серьезные проблемы с водоснабжением.
- В Гвинее принято после стирки раскладывать белье для просушки прямо на земле.
- Самый популярный спорт в Гвинее - настольный теннис.
- Единственное место в стране, где фонари горят в темное время суток круглый год, - парковка у аэропорта в Конакри.