Попасть в десятку
Внимание к экспортным связям агропромышленного комплекса Черноземья усиливается с каждым годом. Эксперты объясняют этот устойчивый тренд банальным перепроизводством продукции: буквально каждый регион выращивает и производит гораздо больше зерна, мяса, сахара и масел, нежели нужно ему самому. Продовольственная безопасность страны в целом также продолжает укрепляться, поэтому стремление наращивать экспорт называют логичным инструментом для реализации так называемых излишков производства.
Значительным объемом выпускаемой продукции успешнее всех делятся белгородские и липецкие агрохолдинги. Оба региона вошли в топ-10 экспортеров продукции АПК.
Впрочем, не все участники рынка согласятся с мнением, что все дело в колоссальном объеме производимой продукции, ведь Белгородская область по праву считается мясной столицей, Липецкая славится лидерством в выпуске широкого спектра востребованных масел, сахара и многих других продуктов. Однако для производителей начало экспортных поставок - зачастую небольшая победа на непростом рынке.
Яркий пример - возобновление торговли свининой с китайскими партнерами. Перерыв из-за риска распространения африканской чумы свиней превысил полтора десятилетия. Теперь же первые 27 тонн продукции мясоперерабатывающего комплекса агрохолдинга "Мираторг" в Белгородской области отправлены в Поднебесную. В эту партию поставок вошли востребованные на китайском рынке, но совершенно неинтересные российскому покупателю субпродукты. Глава Национального союза свиноводов Сергей Юшин справедливо отметил, что этих продуктов на столе россиянина не встретишь.
В самом агрохолдинге отметили, что отправляемая на экспорт в Китай партия продукции была подобрана с учетом национальных особенностей местной кухни. При этом для свинины была разработана своя логистическая схема перевозок из нового оптово-распределительного центра в том же месте, где и располагается мясоперерабатывающий завод. Примечательно, что до этого агрохолдинг занимался поставками в Поднебесную говядины и мяса птицы, причем настолько успешно, что эта продукция реализуется не только в отрасли общественного питания, но и в розницу. Теперь в агрохолдинге надеются на стабильный спрос и свиных субпродуктов.
Плюс к стоимости
Пример с продукцией свиноводства - не единственное свидетельство того, что на зарубежный рынок поставляется далекий от повседневного спроса в России товар. В Липецкой области, где за последние пять лет экспортные поставки выросли втрое, превысив 360 миллиардов рублей, как раз для торговли на мировом рынке начали перерабатывать топинамбур.
Способные стойко зимовать в почве корнеплоды на заводе компании "ИстАгро Дон" перерабатываются в обезвоженные полуфабрикаты. С сырьем нет никаких вопросов: топинамбур прекрасно растет в разных российских регионах, при этом к почвам не так уж и требователен. Директор по развитию предприятия Екатерина Рыжова отметила, что, благодаря такой устойчивости культуры, риски для переработчика стремятся к нулю.
- В отличие от других культур, топинамбур легко хранится в земле и может убираться дважды в год. Это позволяет диверсифицировать риски, связанные с непогодой, и увеличить количество посевных площадей в Черноземье, - добавила она.
Экспортные поставки планируются также в Китай, причем не просто клубней, а уже продуктов их переработки.
- Поставки в Китай будут производиться в виде переработанного полуфабриката, а не в виде свежих клубней, что добавляет дополнительную стоимость и обеспечивает стабильный спрос на продукцию, - отметила Екатерина Рыжова.
Первую партию полуфабриката из топинамбура намерены отправить в Поднебесную уже предстоящей осенью, и если востребованность этой продукции будет расти, то черноземные аграрии смогут начать выращивать топинамбур вместо традиционных культур.
И хотя некоторые аналитики не спешат давать прогнозы по кардинальным переменам в структуре посевных площадей или выборе сельскохозяйственных культур, возможности реформирования регионального АПК с учетом потребностей импортеров не исключают. Все помнят случаи, когда ради торговли на мировом рынке вносились изменения в процесс разделки птицы, в рецептуру сладостей и упаковку товара.
Зерновой путь
Впрочем, и спектр традиционной экспортной продукции расширяется. Так, в Курской области, которая уже не первый год производит рекордный объем зерна, растут и его поставки на мировой рынок.
В курском филиале ФГБУ "Центр оценки качества зерна" сообщили, что с января по май аграрии региона экспортировали около 280 тысяч тонн зерна и продуктов его переработки. Если сравнивать с таким же периодом прошлого года, то это на 20 процентов больше. Курское зерно покупают Беларусь, Азербайджан, Армерия, Иран, Казахстан, Сербия, а также Германия, Латвия, Польша, Бельгия и Молдавия.
Большую часть поставок занимает пшеница, кукуруза и солод ячменный. Однако помимо этого курские сельхозпроизводители продают за границу горох, овес, рапс, сою, просо, сафлор, шрот подсолнечный и продукты переработки зерна - крупы и хлопья, а также семена горчицы, льна, а теперь и технической конопли. Культура успешно возделывается на специальных площадях в Курской области, и с начала года в Центре оценки качества зерна проверили 27 тонн семян для экспортных поставок.
- Их проверили на такие показатели качества и безопасности, как влажность, сорная примесь, масличная примесь, зараженность вредителями хлебных запасов, содержание семян клещевины, наличие или отсутствие ГМО. По результатам исследований экспортные партии соответствовали всем нормативным документам и были отправлены в страны назначения - Армению, Белоруссию и Латвию, - отметила директор Центра оценки качества зерна Елена Колмогорова. - Семена технической конопли используются в пищевой промышленности в цельном виде - как добавка при приготовлении блюд, а также в виде конопляного масла, конопляного жмыха, конопляной муки. Культура входит в перечень перспективных, и выращивают ее не только в Курской области, но и еще в нескольких регионах России.
Аналитики прогнозируют дальнейший рост экспортных поставок - причем как их объема, так и стоимости, потому что качество российского продукта остается самым важным его конкурентным преимуществом.