09.06.2024 20:16
Культура

Андрей Максимов - о том, почему назначение новых руководителей театров должно порождать как можно меньше вопросов

Текст:  Андрей Максимов (писатель, телеведущий, режиссер)
Российская газета - Федеральный выпуск: №125 (9367)
Вот тебе и здрасьте... Только я на страницах любимой "Российской газеты" подвел итоги уходящего театрального сезона, как случились новые театральные назначения, не обратить внимание на которые невозможно. Вы, конечно, понимаете, что я о смене худруков в нескольких московских театрах. Кто кого где сменил, всем известно. И мой рассказ не об этом. Но о тех проблемах, которые новые назначения обнажили.
Читать на сайте RG.RU

Вы можете себе представить, что в чемпионате страны по футболу - или по хоккею - один тренер руководит двумя командами? Абсурд! Не может быть! Болельщики помнят, какие дискуссии разворачивались вокруг проблемы: может ли человек тренировать одновременно клуб и сборную.

В нашем "театральном чемпионате" такое оказалось возможным. Как всегда, новым назначениям предшествовали слухи: мол, если нынешний худрук Театра на Малой Ордынке возглавит Театр сатиры, то значит эти театры объединят. И "Табакерку", мол, объединят с "Современником"... Ничего подобного! Люди будут возглавлять два театра.

Мы не претендуем на то, чтобы что-то решать, - тогда неминуемо возникнет хаос. Но мы хотим, чтобы назначение новых руководителей театров порождало как можно меньше вопросов

В свое время, когда великий Табаков руководил МХТ и созданной им "Табакеркой", - это было исключение. Теперь тенденция, однако. Видимо, "скамейка запасных" худруков уменьшилась до предела, или руководство московской культурой просто не хочет рисковать, вот и ставит на место руководителей людей проверенных? Мы не знаем ответа на этот вопрос. И не узнаем. И вот это самое печальное.

Только самый уж ленивый деятель театра не говорил о том, что театральный зритель - это есть действующее лицо. Без зрителя театр становится бессмыслен. Это банальность другими словами: абсолютная правда. И тогда возникает вопрос: почему до нас, зрителей, не доводят логику назначения новых руководителей театров?

Ведь в конечном счете эти назначения вершатся для того, чтобы зрителям было интересно. Для нас, сидящих по ту сторону рампы, делаются. Но при этом, увы, остается куча вопросов.

Чем потрясет зрителя киноверсия спектакля "Я - Сергей Образцов"

Назначения случились настолько громкими и во многом неожиданными, что за ними как бы затерялось одно слияние: Центр Мейерхольда присоединили к театру "Шалом". Вопроса два: почему и зачем?

Я помню, как Валерий Владимирович Фокин создавал Центр Мейерхольда именно как экспериментальную площадку. Центр таким и оставался. Теперь площадки не будет. Почему? И зачем присоединять именно к "Шалому", который очень интересно начал новое существование, ему бы продолжать... При чем тут Центр Мейерхольда? Может, и при чем, но никто не объясняет.

Про Богомолова ходили настойчивые слухи, что после неожиданного ухода Франдетти он возглавит "Ленком". Сразу возникал вопрос о судьбе нынешнего директора Марка Варшавера: два таких медведя вряд ли бы ужились в одной берлоге. Даже в день назначения некоторые мои коллеги предполагали приход Богомолова в "Ленком". И вот - Театр Романа Виктюка. Хочется понять логику.

У Театра Романа Виктюка есть своя эстетика. Она может нравиться, может - нет, но она существует. Богомолов сообщил, что театр будет обновляться. Куда? Как? Даже теоретически не ясно.

Владимир Машков стал директором "Современника". Директором замечу, а не худруком, потому что театром нынче руководит худсовет. Понятно, что Машков пришел строить театр, и с этим назначением я лично связываю самые большие надежды. Но тогда - почему директор? Будет ли продолжать работать худсовет? Будет ли назначен еще и главный режиссер? Или Машков станет единоличным лидером-директором? Непонятно.

Сергей Газаров и Евгений Герасимов оба строили театры. И тут выяснялось, что Газаров делал это настолько неудачно, что его сняли с должности худруков Театра сатиры. А Евгений Герасимов настолько удачно, что его не только оставили худруком Театра на Малой Ордынке, но еще и назначали руководить Театром сатиры, к которому, напомню, присоединен Театр Джигарханяна. И вот мне хочется понять: что, с точки зрения руководства московской культуры, не так делал Газаров и блестяще получалось у Герасимова?

Не то, чтобы сомневаюсь, что дело обстоит именно так, я просто хочу понять критерии. Вообще, мне кажется, вопрос про критерии очень важный. Машков, Богомолов и Герасимов настолько хорошо руководят своими театрами, что им вполне можно вручить еще по одному коллективу. Прекрасно! Как говорил наше театральное всё, а именно Станиславский: "Верю!". Но критерии каковы? Хотелось бы понять...

Прецедент, когда нормой становится: один руководитель - несколько театров, довольно серьезный. На самом деле он абсолютно меняет театральную картину. Вопрос: будет ли он распространяться и дальше?

Зритель - полноправный участник театрального процесса

Например, Сергей Безруков много лет успешно руководит Московским губернским театром. В свое время ему даже пророчили место худрука МХТ... Но - нет. Мне как зрителю интересно: почему ему не предлагается второй театр? Может быть, он сам не хочет? А может быть, критерии подвели? Вопрос - какие?

Абсолютно своеобразный, ни на кого не похожий "Модерн" строит Юрий Грымов. Он доказал, что умеет строить театр. Может быть, он тоже должен руководить чем-нибудь еще?

Как будут работать вновь назначенные худруки - увидим. Пока же хочется пожелать всем нам большей открытости. Зритель, действительно, полноправный участник театрального процесса. Мы не претендуем на то, чтобы что-то решать, - тогда неминуемо возникнет хаос. Но мы хотим, чтобы назначение новых руководителей театров порождало как можно меньше вопросов.

Драматический театр