Людям театр нужен. Разный. Авангардный, традиционный, главное - талантливый
Андрей Максимов - об уходящем театральном сезоне
Да, друзья мои, именно так бы и назвал я уходящий театральный сезон: сезон маленьких уроков и больших перемен. Сезон-то заканчивается, можно подводить итоги. Да и то сказать: какие такие уроки в театре? Никто уроков в театре, как и в жизни, особенно не учит. Другое дело: перемены... На мой взгляд, по итогам этого сезона интересней (да и полезней) рассуждать не столько об отдельных спектаклях, сколько - о тенденциях, о переменах.

Тяжело Театру Вахтангова. Найти замену театральному гению - Римасу Туминусу - невозможно. Как быть в такой ситуации? Театр, возглавляемый директором Кириллом Кроком и главным режиссером Анатолием Шульевым, на этот вопрос имеет один ответ: работать. И много. Не все, разумеется, получится классно, но иного пути жизни театра нет. И вот уже театральная Москва с восторгом говорит о "Повести о Сонечке" Владислава Наставшева, о какой-то невероятной красоте пушкинского спектакля Анатолия Шульева, о редком на современной сцене глубоком и радостном спектакле о любви - "Обыкновенном чуде" Ивана Поповски. Театр живет полнокровной жизнью, и это самое главное. Новый главный режиссер в Малом театре - Алексей Дубровский. Полет нормальный. Он сам на основной сцене ставит "Маленькие трагедии" Пушкина, а на новой, Камерной, сцене Владимир Драгунов репетирует "Ночь нежна" Фицджеральда.

Неуправляемо сарафанное радио, которое в конечном счете и определяет успех или неудачу спектакля

Оба режиссера - творцы интересные и своеобразные, их премьер зритель ждет с нетерпением. А это в театре важно, не так ли? Еще один новый главный режиссер - Петр Шерешевский в ТЮЗе. Сейчас ставит Ибсена. Вообще очень логично, что Шерешевский стал главным именно в ТЮЗе. Это ведь один из немногих московских театров, в котором ставили едва ли не все режиссеры-экспериментаторы того поколения, к которому принадлежит Петр. Последняя премьера: "Собачье сердце" в интерпретации Антона Федорова - спектакль, ставший событием, на который не попасть. Не выдержала душа худрука МХТ имени Чехова Константина Хабенского, и он решил поставить-таки спектакль. И не что-нибудь, а чеховскую "Чайку". Поскольку Хабенский - человек безусловно талантливый, очевидно, что на знаменитую пьесу Чехова будет у него свой взгляд. А вообще чеховский МХТ живет не просто насыщенно, но интересно: почти каждая премьера вызывает разговоры.

Вот ведь странная театральная история: разговоры... То самое неуправляемое сарафанное радио, которое в конечном счете и определяет успех или неудачу спектакля. Почему-то про одни спектакли говорят, а про другие - не очень. Галина Полищук - еще один новый главный режиссер. Назначена во МХАТ имени Горького. В свое время она создала спектакль "Женщины Есенина", о котором говорили и продолжают говорить. В месяц эту постановку показывают 8 раз (!!!) А потом она поставила "Над Не". Такое вот название по мотивам знаменитой пьесы Горького. Спектакль есть - сарафанное радио молчит. Показывают два раза в месяц.

Вот возглавил Сергей Газаров Театр Сатиры, к театру присоединили коллектив, который создал Джигарханян. Что сейчас происходит в этом коллективе - неясно, но и про сам Театр Сатиры особых разговоров нет. Напишешь такие слова - на тебя худрук театра и сам театр обидятся: мол, недоказуемо. Недоказуемо. Но так. А, с другой стороны, может, нет этих разговоров, потому что два источника их не производят: с одной стороны, профессиональная критика, с другой - непрофессиональные, но страстные социальные сети? Вот Дмитрий Астрахан возглавил театр "Школа современной пьесы", тут же его переименовал в Театр на Трубной, и выпускает коллектив премьеру за премьерой. Жизнь вроде как бьет, а реакции вроде как нет. Загадка. На Театр "Модерн", руководимый Юрием Грымовым, критика не особо обращает внимание. А сарафанное радио работает. Режиссер ставит трилогию о самом главном: о вере, о предательстве, о творчестве... Последняя премьера вообще уникальна - по роману не кого-нибудь, а самого Коэльо! Ну как тут смолчать? Грымов создает абсолютно своеобразный театр, а это дорогого стоит.

Людям театр нужен. Разный. Авангардный, традиционный, главное - талантливый

Особые, я бы сказал уникальные, трудности у худрука Театра Моссовета Евгения Марчелли. Он - единственный худрук театра, которому объявлена настоящая война. Дело дошло до того, что в интернете на полном серьезе обсуждаются интерьеры театра, которым Марчелли руководит. Между тем все последние спектакли, поставленные худруком, идут при аншлагах: "Бременские музыканты" на большой сцене, "Замужняя невеста" и "Тартюф" - на сцене "Под крышей". Труппа абсолютно поддерживает своего руководителя и мечтает только об одном: нормально и спокойно и работать. Будем надеяться, что так и будет. Вообще, очень важно, чтобы театр работал спокойно: не был раздираем всякими распрями, к искусству отношения не имеющими, а выпускал качественные спектакли, которые привлекают публику. Так работает Театр Пушкина, возглавляемый Евгением Писаревым, Театр Наций, возглавляемый Евгением Мироновым, Губернский театр, руководимый Сергеем Безруковым. Двое последних - прямые ученики Олега Табакова, Писарев много работал с этим театральным гением. Олег Павлович не раз говорил, что успех театра - в очереди за билетами, которая выстраивается в первый день продаж. Вот этому и научил Олег Павлович своих учеников. Людям театр нужен. Разный. Авангардный, традиционный, главное - талантливый. Талантливый - значит, не похожий на других, своеобразный. Такой и ждем.

Андрей Максимов
писатель, телеведущий, режиссер
Поделиться