11.06.2024 21:17
Культура

Андрей Коробцов и Константин Фомин стали лауреатами Госпремии

Текст:  Игорь Вирабов
Российская газета - Федеральный выпуск: №127 (9369)
Константин Фомин и Андрей Коробцов, молодые творцы, окончили одну Академию - Ильи Глазунова. Организовали свою архитектурно-скульптурную мастерскую, за десять лет у них за плечами десятки конкурсов, больше ста. "Выбираем, - говорят, - лишь те, которые нам близки". Мемориальную доску Маннергейму вот делать не захотели: бывший русский генерал, который воевал против России, - нет, говорят, не наше это.
Молодые мастера Константин Фомин и Андрей Коробцов стараются делать в искусстве только то, что ложится им на душу. / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

И тоже ведь - у них все вечно вопреки: тенденциям и конкуренциям с маститыми ("мастодонтами скульптурного мира"), и вопреки выбору, который часто искушает всех художников: "сделать качественнее или... заработать побольше". На это отвечает Коробцов: "Пока мы с Костей всегда выбирали первое".

Тут вера главное - и в собственный талант, конечно, тоже. Ничего без веры не получится - и без любви. И каждый раз, выигрывая конкурс, объясняют: "Строго говоря, это, конечно, исключение из правил".

Памятники их стоят: и в Туле - тульским металлургам, и в Севастополе - Греческому легиону Николая I, и в Калуге - Ивану Третьему, и в Костроме, и в Грозном, Комсомольске-на-Амуре, греческих Салониках... А первый памятник был - фронтовой собаке, на Поклонной горе.

А вот скульптура Коробцова, посвященная погибшему 19-летнему герою-десантнику Евгению Родионову, так потрясла приму балета Большого театра Евгению Образцову, что она... пригласила скульптора на "Щелкунчика". И тут уже он оказался потрясен настолько, что теперь уже мечтает вылепить скульптуру балерины, ставшей, разумеется, его красавицей-женой: "Она так зависает в воздухе, такая невесомость!"

Историк Стародубов: Важно поддержать тех, кто готов брать ответственность за памятники архитектуры

Между прочим, каждый год, когда проходят шествия "Бессмертного полка", Коробцов и Образцова идут в колонне на Красную площадь с портретами дедов и бабушек, прошедших войну.

В январе этого года открыли мемориальный комплекс "Мирным гражданам Советского Союза, погибшим в ходе Великой Отечественной войны" в деревне Зайцево, под ленинградским Гатчино. Авторы монумента - тоже Фомин и Коробцов.

Но главным их памятником советскому солдату, пожалуй, стал Ржевский мемориал у тверской деревни Хорошево, открытый в 2020 году. Работали над ним два с половиной года. Мемориал, помимо памятника высотой 35 метров, - это и окопы-осколки, и музей Ржевской битвы (филиал Музея Победы на Поклонной горе), и парк. Все помнят этот памятник по журавлям - они для авторов стали "символом павшего солдата": "Мы же постоянно держали в голове стихотворение Александра Твардовского "Я убит подо Ржевом". Потом добавились "Журавли" Расула Гамзатова. Это были наши ориентиры... Старались сделать то, что нам легло на душу".

/ Коллаж: РИА Новости
Из интервью Андрея Коробцова журналу "Родина"

Андрей Коробцов: Когда объявили о победе нашего проекта, многие знакомые написали или позвонили, чтобы сказать: кто-то из их родных тоже погиб подо Ржевом. Это трагедия, которая никуда не ушла. Мемориал строился на народные деньги, и практически все в моем окружении пожертвовали какие-то суммы, хотя я никого не просил.

А вы вложили свою копеечку?

Андрей Коробцов: Знаете, я душу туда вложил...

Архитектура Музеи и памятники