Александр Леонидович, какие сюрпризы вы приготовили в программе?
Александр Клевицкий: Гостей Большого зала Московской консерватории ждут сразу несколько премьер. Первое отделение откроет моя новая симфония "Русские картины", навеянная полотнами Васнецова, Левитана, Кустодиева. Ее мировую премьеру осуществит заслуженный артист Абхазии, профессор Александр Соловьев. Он же продирижирует Концертом для фортепиано с оркестром, в котором будет солировать заслуженная артистка России, великолепная пианистка Екатерина Мечетина.
Какая интересная идея - обратиться за сюжетами к живописи! А какие именно картины отражены в музыке?
Александр Клевицкий: Первая часть навеяна полотном Виктора Васнецова "Битва Игоря Святославовича с половцами". Вторая часть написана по мотивам картин Исаака Левитана "Зима" и Бориса Кустодиева "Масленица". Финал - снова Васнецов, его знаменитые "Три богатыря", и "Невидимый град Китеж" Константина Коровина. Я был недавно в Третьяковской галерее, вновь увидел знакомые с детства картины, и мне пришла идея написать по мотивам некоторых из них музыку, которая в итоге сложилась в симфонию. Это не прямые иллюстрации, а некое внутреннее ощущение, рождаемое сюжетом. Меня увлекли былинные и исторические полотна. А что касается выбора "зимних" пейзажей, то не скрою, считаю, что ничто не может сравниться по красоте с русской зимой.
У вас всегда - звездные солисты, и это уже свидетельствует о качестве музыки. Таких звезд, как Екатерина Мечетина, невозможно уговорить играть современные произведения, если они не обладают высокими художественными достоинствами.
Александр Клевицкий: Благодарю за такую оценку. И хотел бы представить еще одного участника, лауреата Международного конкурса имени Чайковского Федора Освера. Он сыграет премьеру моего концерта "Грустная летняя сказка" для гобоя и оркестра. Признаюсь, я мечтал, чтобы сочинение исполнил наш выдающийся гобоист Алексей Уткин, но он не смог, дата была занята. Но он предложил кандидатуру своего ученика, Федора Освера. Уже на первой репетиции я понял, что выбор удачный: Федор настолько яркий артист, просто космический. Совсем молодой музыкант, но уже мастер.
В авторском вечере принимает участие и совсем юная пианистка, 11-летняя Алиса Клеменко-Клевицкая. Я с волнением жду ее дебюта на сцене Большого зала консерватории - это большая честь. Она сыграет мой "Сказочный марш".
Программа очень контрастная - по жанрам, тембрам…
Александр Клевицкий: Я стремился показать разные грани своего творчества. Украшением вечера, безусловно, станет участие Камерного хора Московской консерватории. Его руководитель Александр Соловьёв доверил мне свой коллектив, и я с удовольствием продирижирую несколькими хоровыми опусами.
Сейчас все чаще можно слышать, что композиторы должны ориентироваться на прикладные сферы - саунд-дизайн, киномузыку, которые дают заработок, в отличие от академических жанров. А вы пишите симфонии, концерты…
Александр Клевицкий: Симфония - это высший инструментальный жанр, в нем композитор может наиболее полно высказаться. И вообще, плохих жанров не бывает, можно писать сонату, а можно - саундтреки. Не надо ничего отрицать.