16.06.2024 19:03
Технологии

В каких сферах сейчас используется робот-собака

Текст:  Марина Трубилина
Российская газета - Столичный выпуск: №129 (9371)
Робот-собака пока не оправдал себя на стройках. Его применение оказалось экономически неэффективно, проводить мониторинг при помощи живых специалистов по-прежнему кажется более предпочтительным.
Робота нужно еще многому научить, чтобы он стал полезен на стройках. / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Робот-собака уже несколько лет "выступает" на различных выставках и форумах - ходит, крутится и почти танцует. Однако это остается пока его основной функцией, отметил гендиректор "Росстройконтроля" Владимир Щербинин.

Несколько лет назад работу робота демонстрировали журналистам на стройке в Сколково. Предполагалось, что он будет обходить здание, фиксируя точки и расстояния и проверяя, верно ли все строится. А благодаря шагающим ногам он более проходимый, чем, например, был бы его аналог на колесах или гусеницах.

Однако время показало, что до стройки роботы-собаки пока не доросли. Сегодня это очень дорого, и приобретение такого робота экономически нецелесообразно, рассказал Щербинин. Использовать тот же прибор-сканер в руках человека гораздо эффективнее и дешевле.

Стоимость робота-собаки - порядка 10-12 млн руб., без учета цены приборов, которые на нее устанавливаются (они стоят еще примерно столько же). Речь идет о собаках китайского производства, аналоги из США еще дороже.

Для роботов на дорогах разработали новые правила их применения

На китайском производстве, рассказал Щербинин, демонстрировали робота, который заточен на мониторинг. То есть собака идет по заданному маршруту на предприятии, останавливается в нужных точках, фиксирует, например, показания манометра, который измеряет давление, отслеживает утечки жидкости или газов, сравнивает данные с базовыми показателями - норма это или нет, затем возвращается на базу для подзарядки. А уже человек-оператор смотрит и обрабатывает собранные данные. "То есть собака заменила человека, который точно так же ходил и записывал в тетрадку показания приборов и все остальное. Такое программное обеспечение существует. Но нам его недостаточно, - рассказал глава "Росстройконтроля". - Когда мы пытались на переговорах объяснить китайцам, что нам нужно, они скрупулезно все записывали. На наши вопросы, есть ли что-то подобное в Китае, был ответ однозначный - нет. Нужно допрограммировать. Но пока ни китайские производители собак, с которыми мы общались, ни те фирмы-производители, которые завозят уже определенные образцы и продают их в Россию, не готовы дать нам готовый продукт в виде программного обеспечения".

Требуются более интеллектуальные вещи. Например, на практике возникают сложности уже из-за того, что на стройке постоянно что-то меняется, это не стабильная обстановка, как на каком-либо производстве. К примеру, если на той точке, где собака должна снять показания, вдруг оказалась груда кирпичей (утром завезли стройматериалы), то собака останавливается и как-либо адекватно отреагировать на ситуацию не может. "Я сам становился на точку, на которой она должна отфиксировать показания манометра. Она вокруг меня топчется - и ничего сделать не может, - вспоминает Щербинин. - Нужно чуть больше интеллекта в эту работу. Тупо выполнить эту работу на стройке не получается".

Весит робот порядка 50 кг. Это тоже добавляет сложностей. Так, чтобы выгрузить его из автомобиля, требуется как минимум два человека. А если собака вдруг разрядилась ("Она просто ложится - и все", - говорят практики), придется на руках тащить ее в автомобиль или к зарядному устройству.

К нотариусам стали чаще обращаться с заявлением зафиксировать плохой ремонт

Велики и риски вовсе потерять оборудование (вместе с приборами это, напомним, порядка 25 млн руб.) - например, если робот случайно упадет в проем лифтовой шахты. "Мы общались со страховыми компаниями, как застраховать приборы и собаку, они ушли думать. Пока не вернулись", - говорит глава "Росстройконтроля".

Пока, подытожил Щербинин, это слишком дорогой прибор. Дорого стоит и разработка для него программного обеспечения.

"Мы решили подождать, - подытожил глава "Росстройконтроля". - Мы не отказались от собаки, но сегодня нам кажется это экономически неэффективным". Со временем эти устройства значительно подешевеют, уверен он. "Робот-собака просто ждет своего времени, ее время еще не пришло", - говорит он. Между тем в организации планируют продолжить тестировать робота-собаку.

Однако сейчас более бюджетная и практичная альтернатива и человеку, и роботу-собаке на стройке - беспилотники, отметил Щербинин. Дроны оказываются дешевле в производстве и проще в управлении. "Росстройконтроль" разработал свой беспилотник, который предполагается использовать для контроля на стройплощадках. Он предназначен для полетов внутри помещений и снабжен специальным корпусом, который защищает его от ударов о стены и других повреждений.

Минстрой ранее заявлял, что использование дронов на стройке позволит упростить процесс управления строительством и значительно повысить качество работ. С помощью запланированных вылетов в автоматическом режиме беспилотники могут контролировать ход работ, проводить осмотр и сканирование строительной площадки и объектов на предмет дефектов или нарушений.

.tech