16.06.2024 19:03
Поделиться

В каких сферах сейчас используется робот-собака

Робот-собака пока не оправдал себя на стройках. Его применение оказалось экономически неэффективно, проводить мониторинг при помощи живых специалистов по-прежнему кажется более предпочтительным.
Робота нужно еще многому научить, чтобы он стал полезен на стройках.
Робота нужно еще многому научить, чтобы он стал полезен на стройках. / РИА Новости

Робот-собака уже несколько лет "выступает" на различных выставках и форумах - ходит, крутится и почти танцует. Однако это остается пока его основной функцией, отметил гендиректор "Росстройконтроля" Владимир Щербинин.

Несколько лет назад работу робота демонстрировали журналистам на стройке в Сколково. Предполагалось, что он будет обходить здание, фиксируя точки и расстояния и проверяя, верно ли все строится. А благодаря шагающим ногам он более проходимый, чем, например, был бы его аналог на колесах или гусеницах.

Однако время показало, что до стройки роботы-собаки пока не доросли. Сегодня это очень дорого, и приобретение такого робота экономически нецелесообразно, рассказал Щербинин. Использовать тот же прибор-сканер в руках человека гораздо эффективнее и дешевле.

Стоимость робота-собаки - порядка 10-12 млн руб., без учета цены приборов, которые на нее устанавливаются (они стоят еще примерно столько же). Речь идет о собаках китайского производства, аналоги из США еще дороже.

На китайском производстве, рассказал Щербинин, демонстрировали робота, который заточен на мониторинг. То есть собака идет по заданному маршруту на предприятии, останавливается в нужных точках, фиксирует, например, показания манометра, который измеряет давление, отслеживает утечки жидкости или газов, сравнивает данные с базовыми показателями - норма это или нет, затем возвращается на базу для подзарядки. А уже человек-оператор смотрит и обрабатывает собранные данные. "То есть собака заменила человека, который точно так же ходил и записывал в тетрадку показания приборов и все остальное. Такое программное обеспечение существует. Но нам его недостаточно, - рассказал глава "Росстройконтроля". - Когда мы пытались на переговорах объяснить китайцам, что нам нужно, они скрупулезно все записывали. На наши вопросы, есть ли что-то подобное в Китае, был ответ однозначный - нет. Нужно допрограммировать. Но пока ни китайские производители собак, с которыми мы общались, ни те фирмы-производители, которые завозят уже определенные образцы и продают их в Россию, не готовы дать нам готовый продукт в виде программного обеспечения".

Требуются более интеллектуальные вещи. Например, на практике возникают сложности уже из-за того, что на стройке постоянно что-то меняется, это не стабильная обстановка, как на каком-либо производстве. К примеру, если на той точке, где собака должна снять показания, вдруг оказалась груда кирпичей (утром завезли стройматериалы), то собака останавливается и как-либо адекватно отреагировать на ситуацию не может. "Я сам становился на точку, на которой она должна отфиксировать показания манометра. Она вокруг меня топчется - и ничего сделать не может, - вспоминает Щербинин. - Нужно чуть больше интеллекта в эту работу. Тупо выполнить эту работу на стройке не получается".

Весит робот порядка 50 кг. Это тоже добавляет сложностей. Так, чтобы выгрузить его из автомобиля, требуется как минимум два человека. А если собака вдруг разрядилась ("Она просто ложится - и все", - говорят практики), придется на руках тащить ее в автомобиль или к зарядному устройству.

Велики и риски вовсе потерять оборудование (вместе с приборами это, напомним, порядка 25 млн руб.) - например, если робот случайно упадет в проем лифтовой шахты. "Мы общались со страховыми компаниями, как застраховать приборы и собаку, они ушли думать. Пока не вернулись", - говорит глава "Росстройконтроля".

Пока, подытожил Щербинин, это слишком дорогой прибор. Дорого стоит и разработка для него программного обеспечения.

"Мы решили подождать, - подытожил глава "Росстройконтроля". - Мы не отказались от собаки, но сегодня нам кажется это экономически неэффективным". Со временем эти устройства значительно подешевеют, уверен он. "Робот-собака просто ждет своего времени, ее время еще не пришло", - говорит он. Между тем в организации планируют продолжить тестировать робота-собаку.

Однако сейчас более бюджетная и практичная альтернатива и человеку, и роботу-собаке на стройке - беспилотники, отметил Щербинин. Дроны оказываются дешевле в производстве и проще в управлении. "Росстройконтроль" разработал свой беспилотник, который предполагается использовать для контроля на стройплощадках. Он предназначен для полетов внутри помещений и снабжен специальным корпусом, который защищает его от ударов о стены и других повреждений.

Минстрой ранее заявлял, что использование дронов на стройке позволит упростить процесс управления строительством и значительно повысить качество работ. С помощью запланированных вылетов в автоматическом режиме беспилотники могут контролировать ход работ, проводить осмотр и сканирование строительной площадки и объектов на предмет дефектов или нарушений.