20.06.2024 12:44

Классы МКТУ: что это и как определить для регистрации товарного знака

Читать на сайте RG.RU

Оглавление

Во многих странах, включая Россию, ЕС, США, Китай, для регистрации товарного знака надо определить классы МКТУ и их количество. Это влияет на возможность получения правовой защиты и затраты на процедуру. В регистрации откажут, если знак не является уникальным в заявленных классах. Зарегистрированный знак нельзя, во избежание рисков, использовать для тех товаров или услуг, в которых не получена охрана, - она не распространяется на них. А все регистрационные пошлины и их размер рассчитывают в привязке к количеству обозначенных в заявке классов МКТУ.

Подобрать классы с экспертом и зарегистрировать товарный знак

Что такое классы МКТУ и для чего они нужны

МКТУ - международная классификация товаров и услуг. Она утверждена Ниццким соглашением в 1957 году, и по состоянию на 2024 год действует ее 12-ая редакция. Государства-участники соглашения обязаны его соблюдать и применять МКТУ при регистрации товарных знаков (торговых марок) и знаков обслуживания (сервисных марок). На сегодня соглашение действует в 91 стране (Ниццкий союз).

Класс МКТУ - сгруппированный список однотипных товаров или услуг и работ. Формально работы относят к услугам (сервисам). Товары сгруппированы по сферам применения и функциям, а услуги - по сферам деятельности. К примеру, оборудование, станки, инструменты - 7 класс, а ремонт и строительство - 37 класс. Для каждого класса установлен свой список наименований товаров, услуг, работ, которые входят в него. Понятно, что таких наименований огромное количество, поэтому объем классификатора в официальном печатном виде - это несколько томов и более тысячи страниц. И поскольку со временем появляются новые товары, услуги, работы, классификатор тоже обновляется - издаются его новые редакции. Обычно расширяют перечень в классах МКТУ, но иногда - переносят позиции из одного класса в другой.

Структура МКТУ

В МКТУ 45 классов: первые 34 (1-34) - товары, остальные одиннадцать (35-45) - услуги.

Принцип структуры МКТУ - от общего к конкретному:

  1. Класс.
  2. Пояснение (пояснительная записка).
  3. Перечисление того, что точно входит в этот класс.
  4. Перечисление того, что точно не входит в этот класс, а также указание для каждого наименования из этого списка, к какому оно классу принадлежит.
  5. Перечень включенных в класс товаров или услуг.

И так применительно к каждому классу.

Для примера рассмотрим 5 класс классификатора. Группа включает медицинские, гигиенические, ветеринарные препараты, диетические продукты, пищевые добавки, дезинфицирующие средства и другие однотипные товары. К этому классу, как и к остальным, есть пояснение, которое дает обобщающее представление, что отнесено к этой группе. В нашем примере это фармацевтические и другие препараты медицинского и ветназначения. Здесь же, в пояснении, указаны товары, которые точно принадлежат к рассматриваемому классу, и товары, которые точно к этому классу не относятся. Например, лечебные шампуни - да, а дезодоранты - нет. Далее следует перечень наименований товаров, входящих в 5 класс. Для каждого товара указано цифровое обозначение, где первые две цифры - номер класса, а следующие - идентифицируют товар. Наименования идут в алфавитном порядке, но поскольку официальные языки - английский и французский, нужно делать на это поправку, если за основу для анализа взята официальная двуязычная версия. Или используется, наоборот, русскоязычный вариант, но товарный знак предстоит регистрировать за рубежом - в рамках международной или национальной регистрации.

Официальный русскоязычный вариант МКТУ готовит ФИПС (структура Роспатента) и обновляет его по мере выхода новой редакции. Все электронные издания есть на сайте ФИПС. Составляя заявку на регистрацию знака в Роспатенте надо использовать русскоязычный вариант МКТУ (официальный перевод). Это удобно и юридически корректно. Хотя серьезно и не влияет на определение класса МКТУ и принадлежности к нему товаров или услуг.

В разных публикациях (изданиях) МКТУ структура может отличаться. Например, перечисление классов и пояснений к ним могут быть вынесены в начало документа, а сами товары и услугу, разбитые по классам, идти уже после. Кроме того, в издании могут быть дополнительные разъяснения и рекомендации по применению классификатора. Такая практика, в частности, есть у российского ФИПС.

Как определять классы МКТУ

Составляя заявку на регистрацию товарного знака (для товаров) или знака обслуживания (для услуг), указывают один или несколько классов МКТУ, к которым принадлежит товар и (или) услуга. Делать это можно по-разному.

Самый долгий путь - брать всю классификацию, просматривать описание каждого класса, и если какое-то подошло - искать в этом классе свой товар или сервис. Но это не только трудоемкий вариант, он не всегда дает нужный результат.

Почему так происходит:

  1. По описанию может быть не понятно, подходит класс или нет - придется в каждом подходящем просматривать весь перечень, а тут легко и запутаться.
  2. Существуют корреспондирующие классы - обычно два, в которых есть похожие товары, а выбрать надо точно.
  3. Классификация товаров и услуг (работ) идет по их названию. С услугами и работами проще - их название, как правило, отражает процесс их выполнения. С товарами - сложнее, поскольку в названии не отражено действие (изготовление, сбыт и т.д.). Из-за этого при выборе класса, если брать только его описание и содержание, можно получить ошибочный результат.
  4. Остаются лазейки для конкурентов - подобраны точно подходящие классы, но пропущены возможные. Из-за этого конкурент сможет зарегистрировать знак, например, точно под таким же названием, но в доступном для регистрации классе.
  5. Важно не просто подобрать классы, а сделать так, чтобы знак зарегистрировали и вложения в его создание, продвижение, регистрацию себя оправдали и принесли прибыль - это стратегическая задача.

Определение классов МКТУ рассматривают как часть регистрационного процесса. Поэтому этот этап обязательно дополняют проверкой знака в подобранных классах на возможность регистрации. Быстро справиться с этими задачами помогают электронные сервисы.

Сервисы подбора классов МКТУ

Определять классы, перебирая вручную МКТУ - сложно и долго. Можно обратиться к патентным поверенным, и они успешно справятся с задачей, но потребуется оплатить услуги. Использование электронных сервисов подбора классов МКТУ - это удобно, быстро, бесплатно, эффективно.

С помощью сервисов можно:

  1. Подобрать классы МКТУ.
  2. Проверить возможность регистрации знака в выбранных классах.

Онлайн-сервис подбора классов МКТУ патентного бюро "Гардиум" - простое и бесплатное решение для самостоятельной работы. Достаточно указать в поиске название товара или услуги. В выборке будут указаны все подходящие классы. Для удобства сервис показывает их и описание еще при вводе названия. Можно сделать поиск по классам. Ввести номер и из поиска перейти на страницу с подробной информацией о классе: описание, перечень товаров или услуг, пояснения, список того, что точно относится к этому классу, и что не относится. Для последнего указаны классы, к которым принадлежат товары или услуги.

Проверка товарного знака по классам МКТУ

А онлайн-сервис по проверка на возможность регистрации знака - даст ответ, каковы перспективы получить свидетельство в Роспатенте. Сервис проверяет по актуальным базам и реестрам ФИПС вероятность регистрации не только знака, но и фирменного наименования, а также доменного имени. К поиску можно добавить вид деятельности, а можно ввести ИНН/ОГРН - сервис автоматически сопоставит ОКВЭД организации или ИП с классами МКТУ.

В выборке будут указаны:

  1. Уровень вероятности регистрации, риски.
  2. Перечень знаков, наименований, которые уже зарегистрированы, их количество и классы МКТУ, в которых для них получена правовая охрана.
  3. Перечень возможных доменных имен на кириллице и латинице, которые свободны для регистрации.

Рекомендации по подбору классов МКТУ

Главные советы:

  1. Выбирайте только те классы МКТУ, в которых работаете и планируете работать. Стремление зарегистрировать за собой как можно больше классов, чтобы это не смогли сделать конкуренты, ведет к необоснованным расходам.
  2. Если в каком-то классе много зарегистрированных товарных знаков, то есть высокая конкуренция, будьте точны и конкретны в выборе товаров - это упростит проверку и повысит шансы на регистрацию. Конкретизировать товар или услугу помогают их характеристики.
  3. Уточняйте действия с товаром - это прямо влияет на выбор класса. Например, предприниматель шьет футболки, то есть производит их, но при этом еще и продает. Если взять только название товара (футболки), то это будет 25 класс - одежда, но производство и продажа - 35 класс. Это значит, что регистрация нужна в двух классах - 25-м и 35-м.
  4. Важно защитить бренд, прежде всего, в основном классе, который соответствует названию товара или услуги, с которыми работаете. Например, для производства и продажи футболок основным будет 25 класс, дополнительным - 35 класс. Если регистрация в основном классе невозможна из-за сходности знака с конкурирующим, решить такую проблему можно, но только получив письмо-согласие от правообладателя - его включают в комплект документов для регистрации. Аналогичное можно сделать и для решения такое же проблемы при регистрации в дополнительном классе. Однако нужно учитывать, что получение права на регистрацию в основном классе обойдется сильно дороже, чем в дополнительном. Таковы реалии рынка.

Что такое корреспондирующие классы МКТУ

Корреспондирующими называют классы с похожими или однородными товарами, например:

  1. В 1 классе есть товар "Замазки для трещин в деревьев", а в 17 классе - "Замазки".
  2. В 7 классе есть товар "Двигатели судовые", а в 12 классе - "Суда".
  3. В 29 классе есть товар "Паста томатная", а 30 классе - "Соус томатный".

Самая большая сложность при работе с МКТУ - различение таких товаров и отнесение товара, для которого нужно зарегистрировать знак, к правильному классу. При проведении экспертизы в ходе регистрации товарного знака специалист ФИПС противопоставляет знаки из корреспондирующих классов. Представленный на регистрацию знак, скорее всего, не получит свидетельства, если будет признан неуникальным по отношению к знаку, зарегистрированному в корреспондирующем классе.

Сопоставить знаки заранее могут патентные поверенные - на этапе предварительной проверки, до подачи заявки. И, если есть варианты, помогут решить эту проблему.

Можно ли включить в заявку на регистрацию товарного знака все классы МКТУ

Конечно, можно. Но нужно ли? Это слишком дорого и несет риски:

  1. Пошлины за регистрацию рассчитывают от количества классов. Если взять только экспертизу по существу, пошлина составит от 140 000 рублей.
  2. Пошлину уплачивают за все указанные в заявке классы, но это не значит, что охрану предоставят. Роспатент может усмотреть в каких-то классах неуникальность и в этих классах в регистрации откажет.
  3. Регистрация знака, который не используется в течение трех лет, в том числе в отдельных классах, может быть аннулирована (ст. 1486 ГК РФ).

Правильное определение количества классов МКТУ - такой же важный момент, как и их подбор.

Отличия МКТУ и ОКВЭД

ОКВЭД (классификатор видов деятельности) и МКТУ служат для разных целей. В этих классификаторах встречаются совпадения. ОКВЭД и МКТУ можно сопоставить для определения, например, какой класс будет основным, а какие - дополнительными. Но это скорее удобный вспомогательный инструмент, когда стоит вопрос регистрации товарного знака. Не более. И это не единственное отличие. МКТУ - классификатор международного уровня. ОКВЭД актуален только для России. Он важен для регистрации бизнеса, градации основного и неосновных видов деятельности, применения систем налогообложения, формирования и сдачи статистической отчетности. МКТУ используют для регистрации товарных знаков и знаков обслуживания, в том числе для получения международной или национальной правовой охраны. И надо учитывать, что названия видов деятельности в разных странах отличаются, а каких-то, по сравнению с российскими, может и вовсе не быть в национальных или международных классификаторах сходного назначения.