20.06.2024
Классы МКТУ: что это и как определить для регистрации товарного знака
Автор Дарья Полякова
Ведущий юрист бюро "Гардиум", руководитель практики по товарным знакам

Оглавление

Во многих странах, включая Россию, ЕС, США, Китай, для регистрации товарного знака надо определить классы МКТУ и их количество. Это влияет на возможность получения правовой защиты и затраты на процедуру. В регистрации откажут, если знак не является уникальным в заявленных классах. Зарегистрированный знак нельзя, во избежание рисков, использовать для тех товаров или услуг, в которых не получена охрана, - она не распространяется на них. А все регистрационные пошлины и их размер рассчитывают в привязке к количеству обозначенных в заявке классов МКТУ.

Подобрать классы с экспертом и зарегистрировать товарный знак

Что такое классы МКТУ и для чего они нужны

МКТУ - международная классификация товаров и услуг. Она утверждена Ниццким соглашением в 1957 году, и по состоянию на 2024 год действует ее 12-ая редакция. Государства-участники соглашения обязаны его соблюдать и применять МКТУ при регистрации товарных знаков (торговых марок) и знаков обслуживания (сервисных марок). На сегодня соглашение действует в 91 стране (Ниццкий союз).

Класс МКТУ - сгруппированный список однотипных товаров или услуг и работ. Формально работы относят к услугам (сервисам). Товары сгруппированы по сферам применения и функциям, а услуги - по сферам деятельности. К примеру, оборудование, станки, инструменты - 7 класс, а ремонт и строительство - 37 класс. Для каждого класса установлен свой список наименований товаров, услуг, работ, которые входят в него. Понятно, что таких наименований огромное количество, поэтому объем классификатора в официальном печатном виде - это несколько томов и более тысячи страниц. И поскольку со временем появляются новые товары, услуги, работы, классификатор тоже обновляется - издаются его новые редакции. Обычно расширяют перечень в классах МКТУ, но иногда - переносят позиции из одного класса в другой.

Структура МКТУ

В МКТУ 45 классов: первые 34 (1-34) - товары, остальные одиннадцать (35-45) - услуги.

Принцип структуры МКТУ - от общего к конкретному:

  1. Класс.
  2. Пояснение (пояснительная записка).
  3. Перечисление того, что точно входит в этот класс.
  4. Перечисление того, что точно не входит в этот класс, а также указание для каждого наименования из этого списка, к какому оно классу принадлежит.
  5. Перечень включенных в класс товаров или услуг.

И так применительно к каждому классу.

Для примера рассмотрим 5 класс классификатора. Группа включает медицинские, гигиенические, ветеринарные препараты, диетические продукты, пищевые добавки, дезинфицирующие средства и другие однотипные товары. К этому классу, как и к остальным, есть пояснение, которое дает обобщающее представление, что отнесено к этой группе. В нашем примере это фармацевтические и другие препараты медицинского и ветназначения. Здесь же, в пояснении, указаны товары, которые точно принадлежат к рассматриваемому классу, и товары, которые точно к этому классу не относятся. Например, лечебные шампуни - да, а дезодоранты - нет. Далее следует перечень наименований товаров, входящих в 5 класс. Для каждого товара указано цифровое обозначение, где первые две цифры - номер класса, а следующие - идентифицируют товар. Наименования идут в алфавитном порядке, но поскольку официальные языки - английский и французский, нужно делать на это поправку, если за основу для анализа взята официальная двуязычная версия. Или используется, наоборот, русскоязычный вариант, но товарный знак предстоит регистрировать за рубежом - в рамках международной или национальной регистрации.

Официальный русскоязычный вариант МКТУ готовит ФИПС (структура Роспатента) и обновляет его по мере выхода новой редакции. Все электронные издания есть на сайте ФИПС. Составляя заявку на регистрацию знака в Роспатенте надо использовать русскоязычный вариант МКТУ (официальный перевод). Это удобно и юридически корректно. Хотя серьезно и не влияет на определение класса МКТУ и принадлежности к нему товаров или услуг.

В разных публикациях (изданиях) МКТУ структура может отличаться. Например, перечисление классов и пояснений к ним могут быть вынесены в начало документа, а сами товары и услугу, разбитые по классам, идти уже после. Кроме того, в издании могут быть дополнительные разъяснения и рекомендации по применению классификатора. Такая практика, в частности, есть у российского ФИПС.

Как определять классы МКТУ

Составляя заявку на регистрацию товарного знака (для товаров) или знака обслуживания (для услуг), указывают один или несколько классов МКТУ, к которым принадлежит товар и (или) услуга. Делать это можно по-разному.

Самый долгий путь - брать всю классификацию, просматривать описание каждого класса, и если какое-то подошло - искать в этом классе свой товар или сервис. Но это не только трудоемкий вариант, он не всегда дает нужный результат.

Почему так происходит:

  1. По описанию может быть не понятно, подходит класс или нет - придется в каждом подходящем просматривать весь перечень, а тут легко и запутаться.
  2. Существуют корреспондирующие классы - обычно два, в которых есть похожие товары, а выбрать надо точно.
  3. Классификация товаров и услуг (работ) идет по их названию. С услугами и работами проще - их название, как правило, отражает процесс их выполнения. С товарами - сложнее, поскольку в названии не отражено действие (изготовление, сбыт и т.д.). Из-за этого при выборе класса, если брать только его описание и содержание, можно получить ошибочный результат.
  4. Остаются лазейки для конкурентов - подобраны точно подходящие классы, но пропущены возможные. Из-за этого конкурент сможет зарегистрировать знак, например, точно под таким же названием, но в доступном для регистрации классе.
  5. Важно не просто подобрать классы, а сделать так, чтобы знак зарегистрировали и вложения в его создание, продвижение, регистрацию себя оправдали и принесли прибыль - это стратегическая задача.

Определение классов МКТУ рассматривают как часть регистрационного процесса. Поэтому этот этап обязательно дополняют проверкой знака в подобранных классах на возможность регистрации. Быстро справиться с этими задачами помогают электронные сервисы.

Сервисы подбора классов МКТУ

Определять классы, перебирая вручную МКТУ - сложно и долго. Можно обратиться к патентным поверенным, и они успешно справятся с задачей, но потребуется оплатить услуги. Использование электронных сервисов подбора классов МКТУ - это удобно, быстро, бесплатно, эффективно.

С помощью сервисов можно:

  1. Подобрать классы МКТУ.
  2. Проверить возможность регистрации знака в выбранных классах.

Онлайн-сервис подбора классов МКТУ патентного бюро "Гардиум" - простое и бесплатное решение для самостоятельной работы. Достаточно указать в поиске название товара или услуги. В выборке будут указаны все подходящие классы. Для удобства сервис показывает их и описание еще при вводе названия. Можно сделать поиск по классам. Ввести номер и из поиска перейти на страницу с подробной информацией о классе: описание, перечень товаров или услуг, пояснения, список того, что точно относится к этому классу, и что не относится. Для последнего указаны классы, к которым принадлежат товары или услуги.

Проверка товарного знака по классам МКТУ

А онлайн-сервис по проверка на возможность регистрации знака - даст ответ, каковы перспективы получить свидетельство в Роспатенте. Сервис проверяет по актуальным базам и реестрам ФИПС вероятность регистрации не только знака, но и фирменного наименования, а также доменного имени. К поиску можно добавить вид деятельности, а можно ввести ИНН/ОГРН - сервис автоматически сопоставит ОКВЭД организации или ИП с классами МКТУ.

В выборке будут указаны:

  1. Уровень вероятности регистрации, риски.
  2. Перечень знаков, наименований, которые уже зарегистрированы, их количество и классы МКТУ, в которых для них получена правовая охрана.
  3. Перечень возможных доменных имен на кириллице и латинице, которые свободны для регистрации.

Рекомендации по подбору классов МКТУ

Главные советы:

  1. Выбирайте только те классы МКТУ, в которых работаете и планируете работать. Стремление зарегистрировать за собой как можно больше классов, чтобы это не смогли сделать конкуренты, ведет к необоснованным расходам.
  2. Если в каком-то классе много зарегистрированных товарных знаков, то есть высокая конкуренция, будьте точны и конкретны в выборе товаров - это упростит проверку и повысит шансы на регистрацию. Конкретизировать товар или услугу помогают их характеристики.
  3. Уточняйте действия с товаром - это прямо влияет на выбор класса. Например, предприниматель шьет футболки, то есть производит их, но при этом еще и продает. Если взять только название товара (футболки), то это будет 25 класс - одежда, но производство и продажа - 35 класс. Это значит, что регистрация нужна в двух классах - 25-м и 35-м.
  4. Важно защитить бренд, прежде всего, в основном классе, который соответствует названию товара или услуги, с которыми работаете. Например, для производства и продажи футболок основным будет 25 класс, дополнительным - 35 класс. Если регистрация в основном классе невозможна из-за сходности знака с конкурирующим, решить такую проблему можно, но только получив письмо-согласие от правообладателя - его включают в комплект документов для регистрации. Аналогичное можно сделать и для решения такое же проблемы при регистрации в дополнительном классе. Однако нужно учитывать, что получение права на регистрацию в основном классе обойдется сильно дороже, чем в дополнительном. Таковы реалии рынка.

Что такое корреспондирующие классы МКТУ

Корреспондирующими называют классы с похожими или однородными товарами, например:

  1. В 1 классе есть товар "Замазки для трещин в деревьев", а в 17 классе - "Замазки".
  2. В 7 классе есть товар "Двигатели судовые", а в 12 классе - "Суда".
  3. В 29 классе есть товар "Паста томатная", а 30 классе - "Соус томатный".

Самая большая сложность при работе с МКТУ - различение таких товаров и отнесение товара, для которого нужно зарегистрировать знак, к правильному классу. При проведении экспертизы в ходе регистрации товарного знака специалист ФИПС противопоставляет знаки из корреспондирующих классов. Представленный на регистрацию знак, скорее всего, не получит свидетельства, если будет признан неуникальным по отношению к знаку, зарегистрированному в корреспондирующем классе.

Сопоставить знаки заранее могут патентные поверенные - на этапе предварительной проверки, до подачи заявки. И, если есть варианты, помогут решить эту проблему.

Можно ли включить в заявку на регистрацию товарного знака все классы МКТУ

Конечно, можно. Но нужно ли? Это слишком дорого и несет риски:

  1. Пошлины за регистрацию рассчитывают от количества классов. Если взять только экспертизу по существу, пошлина составит от 140 000 рублей.
  2. Пошлину уплачивают за все указанные в заявке классы, но это не значит, что охрану предоставят. Роспатент может усмотреть в каких-то классах неуникальность и в этих классах в регистрации откажет.
  3. Регистрация знака, который не используется в течение трех лет, в том числе в отдельных классах, может быть аннулирована (ст. 1486 ГК РФ).

Правильное определение количества классов МКТУ - такой же важный момент, как и их подбор.

Отличия МКТУ и ОКВЭД

ОКВЭД (классификатор видов деятельности) и МКТУ служат для разных целей. В этих классификаторах встречаются совпадения. ОКВЭД и МКТУ можно сопоставить для определения, например, какой класс будет основным, а какие - дополнительными. Но это скорее удобный вспомогательный инструмент, когда стоит вопрос регистрации товарного знака. Не более. И это не единственное отличие. МКТУ - классификатор международного уровня. ОКВЭД актуален только для России. Он важен для регистрации бизнеса, градации основного и неосновных видов деятельности, применения систем налогообложения, формирования и сдачи статистической отчетности. МКТУ используют для регистрации товарных знаков и знаков обслуживания, в том числе для получения международной или национальной правовой охраны. И надо учитывать, что названия видов деятельности в разных странах отличаются, а каких-то, по сравнению с российскими, может и вовсе не быть в национальных или международных классификаторах сходного назначения.

Реклама, ООО "ФПБ "Гардиум", ИНН 7721854322
erid: F7NfYUJCUneLsWT3ub8M
Рейтинг материала:
Предпринимателям: как запатентовать название и логотип компании
10.10.2024
Товарные знаки, торговые марки, бренды: в чем разница и как их регистрируют
13.09.2024
Заявка на регистрацию товарного знака
13.09.2024
Регистрация ПО и баз данных
13.08.2024