Федеральный проект "Формирование комфортной городской среды" стартовал в 2019 году в рамках нацпроекта "Жилье и городская среда". Его цель - к 2030 году улучшить качество городской среды в полтора раза. В 2018-2022 годах на реализацию проекта было направлено 345,4 млрд руб., из них более половины - средства федерального бюджета.
"В 2019-2022 годах в реализации мероприятий федерального проекта приняли участие более 5,6 тыс. муниципальных образований. За счет выделенных средств за указанный период благоустроено 22 609 общественных территорий и 32 774 дворовые территории, а также реализовано 473 проекта по благоустройству общественных пространств в малых городах и исторических поселениях - победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды", - рассказала на коллегии по итогам проверки аудитор Наталья Трунова.
Проверка показала, что Минстроем, региональными властями и муниципалитетами в основном соблюдались требования нормативных документов, касающиеся проекта "Городская среда". Нецелевого использования средств Счетной палатой не выявлено.
Вместе с тем СП отметила ряд системных недостатков в реализации проекта. Так, одним из важнейших критериев оценки результатов проектов Всероссийского конкурса является их влияние на социально-экономическое развитие городов, регионов и страны в целом. Однако документами не установлено требование оценки фактического достижения экономических и социальных эффектов. И такая оценка не проводилась.
Отдельные муниципалитеты проверенных регионов не соблюдали обязательства по привлечению заявленного объема софинансирования проектов (за счет средств региона и внебюджетных источников). "Правила конкурса и соглашения о предоставлении бюджетных средств предусматривают обязательства по привлечению софинансирования, однако требование о включении в соглашение информации о конкретном размере привлекаемых средств не установлено", - отметила аудитор.
Также есть недостатки и в самом федеральном проекте. Так, его целевой показатель "Реализованы проекты победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях" характеризуется только количеством выполненных мероприятий. Это не позволяет в полной мере оценить своевременность, полноту и качество их реализации, а также дает возможность учитывать проекты, выполненные с нарушением требований.
На отдельных объектах благоустройства отмечались видимые дефекты конструкций, отсутствовали либо были разрушены отдельные элементы (лавочки, урны, фонари, озеленение, видеонаблюдение). Были случаи монтажа систем видеонаблюдения с нереализованной функцией передачи видеоизображения на централизованные пульты мониторинга.
На ряде территорий оказалось невозможно оценить объемы выполненных работ по озеленению - значительная часть кустарников и саженцев деревьев не прижились, в том числе из-за некачественной их посадки и недостаточного учета особенностей их дальнейшего содержания.
В основном благоустроенные общественные пространства используются гражданами, отмечает СП. При этом выявлены случаи неиспользования отдельных элементов благоустройства, среди них - амфитеатр с горкой в парке города Удомля, зона общественного питания и павильон на набережной под общим навесом для кофейни-коворкинга, элементы детской площадки в Ржеве, зона "Автогородок" в Уфе.
При реновации общественных пространств необходимо учитывать наличие на них или поблизости объектов культурного наследия (ОКН) и необходимость соблюдения требований по сохранению исторического облика территории, отмечает СП. Это снижает уровень привлекательности ОКН для инвестирования.
Так, в границах объекта "Тюремный замок" в городе Белебей в Башкортостане расположено 16 объектов культурного наследия. 94 % объекта вовлечены в туристский оборот (здесь расположены магазины, предприятия питания), в них предварительно проведены работы по реставрации с приспособлением, в том числе за счет внебюджетных источников. Вместе с тем собственно "Тюремный замок" сейчас не эксплуатируется. В связи с высокой инвестиционной емкостью работы по реставрации с приспособлением не проводятся.
Еще один пример благоустройство парка "Городской сад" в городе Вышний Волочек", рядом с которым расположен ОКН "Дом Перепечина". Он также не эксплуатируется и требует реставрации. Это значительно снижает привлекательность территории в целом.
СП также отметила, что значительно возрастают затраты городов на содержание благоустроенных территорий после проведения работ. В Башкортостане в среднем в 3,4 раза, в Тверской области - в 6,4 раза. Например, в городе Конаково расходы на содержание общественного пространства после благоустройства выросли в 7,9 раза, до 2,6 млн руб. в год, что создает существенную нагрузку на городской бюджет.
В ряде регионов, отмечает СП, были установлены несоответствия отдельных показателей региональных проектов и программ значениям показателей федерального проекта.
Помимо системных недостатков, в ходе проверок в Тверской области и Башкортостане были установлены отдельные нарушения, допущенные объектами аудита при использовании бюджетных средств. Среди них: предоставление субсидий муниципалитетам при отсутствии утвержденной муниципальной программы, оплата фактически не выполненных работ, несоблюдение графиков мероприятий и некачественное проведение работ на объектах, неисполнение условий соглашений по размещению информации в государственных информационных системах. Кроме того, не все проекты, реализованные в муниципалитетах Тверской области и Башкортостана, были выполнены в полном объеме.
"С учетом установленных критериев аудита эффективности использование финансовых ресурсов, направленных на реализацию мероприятий федерального проекта "Городская среда" в Тверской области и Республике Башкортостан, оценивается Счетной палатой как недостаточно результативное", - констатировала Наталья Трунова.
По итогам проверки СП направила в правительство рекомендации по повышению результативности реализации федерального проекта. В частности, предложено дополнить правила конкурса требованием об оценке фактического достижения заявленных эффектов от реализации проектов и включить в соглашения о реализации проектов информацию о конкретных размерах привлекаемых средств региональных и местных бюджетов и внебюджетных источников.
В целом, по мнению СП, федеральный проект реализуется успешно и способствует созданию качественной городской среды.