Рота медиков
Точное количество медработников, отправившихся выполнять свой профессиональный долг в зону специальной военной операции, никто назвать не берется. Ведь многие поехали в качестве волонтеров. А в прошлом году в республике сформировали и направили на СВО медицинскую роту имени Ахмета Давлетова. Это 50 добровольцев с медобразованием, среди которых хирурги, анестезиологи, медсестры, санитары, фельдшеры и санинструкторы.
- Люди, которые провели хотя бы сутки в окопах, по-другому смотрят на жизнь. Они умеют все: в кратчайшее время развернуть госпиталь, восстановить там всю инфраструктуру, создать условия, чтобы лечить раненых. Работают как один механизм. Отсюда и результат - сотни спасенных жизней и только положительные отзывы об их труде, - отметил министр здравоохранения Башкирии Айрат Рахматуллин.
Как рассказали в Минздраве РБ, сегодня медрота имени Давлетова оказывает медицинскую помощь военнослужащим 31-го мотострелкового полка "Башкортостан" и других подразделений Центрального военного округа. Наши медики работают на обширной территории, включающую Брянку, Луганск, Краснодон, Кременную и прочие населенные пункты, предоставляя военнослужащим не только первичную медико-санитарную помощь, но и стоматологическую. Коллеги в тылу тоже поддерживают медроту.
- Мы не забываем своих земляков, и личный состав нашей медицинской роты периодически получает гуманитарные грузы из Башкирии, - подчеркнули в Минздраве РБ.
Спасти и мотивировать
Главный врач городской больницы № 8, сердечно-сосудистый хирург Руслан Гараев ушел на спецоперацию врачом-добровольцем в ноябре прошлого года, подписав с Минобороны полугодовой контракт, и недавно вернулся домой, к семье и непосредственным должностным обязанностям. Это была уже четвертая командировка в зону СВО и самая насыщенная, так как в первые три он с коллегами оказывал медпомощь мирному населению на возвращенных территориях. В эту поездку - в основном военнослужащим.
- Первый раз так получилось, что я поехал волонтером на Донбасс буквально через неделю после начала специальной военной операции. В своем решении не сомневался, понимая: я там нужен. Во время четвертой командировки приходилось много оперировать пациентов с огнестрельными и осколочными ранениями, а это особый характер повреждений, поэтому меняется тактика ведения пациента, необходимо поэтапно применять все свои навыки и осваивать новые, учитывать немало нюансов. Помогло то, что я начинал работать хирургом в обычной районной больнице в Бакалах, где и интубировал больных, и ставил металлические конструкции, и давал наркоз - оказывал разнообразную помощь и быстро принимал важные решения. Эти навыки пригодились в военно-полевом госпитале, куда поступали раненые в основном с сочетанными травмами, и важно было за короткий промежуток времени стабилизировать состояние, устранить угрозу жизни, - рассказывает Руслан Гараев.
На вопрос, кто из пациентов особенно запомнился, Руслан Ралифович, как истинный хирург, начал перечислять тяжелые случаи, полученные военнослужащими травмы и особенности их лечения и восстановления. А потом заметил, что раненым бойцам нужна не только медицинская, но и психологическая помощь.
- Важно их мотивировать жить дальше после ампутации или сложной операции. Иногда нужно просто зайти и улыбнуться, пошутить, сказать что-то для поддержки, потому что восстановление во многом зависит не только от самой операции, но и от эмоционального состояния пациента, - подчеркнул хирург.
О страхе и долге
Спасая чужие жизни, врачи в зоне СВО рискуют своей. Как говорит Руслан Гараев, страх хоть и присутствует, но постепенно человек привыкает к обстановке, концентрируется на работе, и ощущение опасности исчезает.
- Мы жили в землянках, нас неплохо кормили. Лекарственное обеспечение тоже хорошее. Бывали, конечно, нюансы, когда то одно, то другое заканчивалось или оборудование ломалось, но в целом в медицинских батальонах есть даже портативные аппараты УЗИ, да и гуманитарные грузы часто присылают, - заметил Руслан Ралифович.
Кстати, Руслан Гараев воспитывает с супругой троих детей. И на вопрос, что для него было самым сложным в командировке, хирург сказал: "Когда хочется домой и скучаешь по близким".
- Если вам предложат опять отправиться на СВО, поедете?
- Да, поеду, ведь спецоперация не закончилась. А врачи нужны и здесь, в тылу, и там, на СВО. И думаю, мои коллеги ответят так же. Это не меркантильный интерес, просто долг врача - оказывать помощь тем, кому она необходима, - говорит Руслан Гараев. - Там, в зоне спецоперации, я не главный врач, а обычный хирург, в этот раз занимал должность старшего ординатора хирургической группы. Такие командировки не только дают новый опыт, но и сплачивают нас, мы дружно работали с коллегами из разных уголков страны - Дагестана, Москвы, Калининграда, Татарстана, Алтая, нам не важны были тыловые должности. И хочу подчеркнуть, что помимо меня на СВО много отличных врачей и медсестер из Башкирии, которые с честью выполняют свой профессиональный долг.
МЕЖДУ ТЕМ
К сожалению, среди башкирских врачей, отправившихся на СВО, тоже есть потери. Так, при выполнении задач специальной военной операции погиб уфимский хирург Михаил Каменев. Он служил командиром медицинского взвода 30-й гвардейской отдельной мотострелковой бригады и погиб 5 ноября 2023 года около Авдеевки Донецкой Народной Республики из-за травм, полученных при эвакуации раненых. Их автомобиль подвергся атаке дрона.
Указом Президента России за героизм и самоотверженность Михаил Каменев посмертно награжден орденом Мужества.
Семью Михаила Каменева поддерживают его бывшие коллеги. Навестил ее и министр здравоохранения Айрат Рахматуллин, который вместе с Каменевым работал в РКБ имени Куватова. "Миша поступил как настоящий герой, настоящий врач, до конца исполнив свой профессиональный и гражданский долг", - считает министр.
Кстати, вдова хирурга Анна Каменева занимается организацией сбора и отправки гуманитарных грузов в зону СВО.