21.06.2024 18:12
Культура

Валерий Гергиев завершил фестиваль "Гений места"

Текст:  Наталья Кожевникова
Российская газета - Федеральный выпуск: №136 (9378)
Последний этап грандиозного фестиваля-приношения великим русским композиторам был посвящен Игорю Стравинскому и прошел в Петербурге и в Ораниенбауме, где он родился.
Читать на сайте RG.RU

Четыре насыщенных музыкой дня: камерные и симфонические концерты, балеты и опера-оратория "Царь Эдип", на сценах Мариинского театра, в Японском павильоне дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаума и два общедоступных концерта open-air в парке. Более пятидесяти сочинений композитора прозвучало в эти дни, образовав своего рода фестиваль в фестивале.

Последний этап фестиваля "Гений места" был посвящен Игорю Стравинскому и прошел в Санкт-Петербурге

Наряду с музыкантами Мариинского театра выступили пианист Денис Мацуев и зарубежные гости - выдающийся скрипач Кристоф Барати из Венгрии, молодые дирижеры Хаожань Ли из Китая, лауреат Конкурса дирижеров имени Рахманинова, и Джеми Джан Делиорман из Турции. В рамках фестиваля состоялась также петербургская премьера балета "Концертные танцы" на музыку Стравинского в постановке Александра Сергеева.

"Гений места" - фестиваль-путешествие: музыканты Большого и Мариинского театра выступили в Воткинске, Тихвине, Смоленске, Пскове и вот теперь в Ораниенбауме.

"Это настоящие места силы, города, которые дали миру Чайковского, Римского-Корсакова, Глинку, Мусоргского, Стравинского, - отметил художественный руководитель фестиваля Валерий Гергиев, - любая страна, имея такого сына, как Стравинский, делала бы это уже много десятилетий. Мы в прошлом году почтили память Стравинского у него на малой родине, в Ораниенбауме, в этом году фестиваль намного более масштабный. Исправляем то, что должно было происходить давно. Именно поэтому идея провести фестиваль "Гений места" оказалась очень удачной, воплощаемой на глазах многих тысяч россиян. Этот огромный проект, мне кажется, совершенно необходим, и он будет востребован в стране и музыкантами всего мира".

В Москве завершился Международный конкурс оперных артистов Галины Вишневской

Место гения - Ораниенбаум порадовал в дни фестиваля еще одним замечательным подарком петербуржцам и гостям города - к 295-летию со дня рождения хозяйки этого роскошного дворцово-паркового ансамбля полностью завершилась многолетняя реставрация Китайского дворца, единственного памятника архитектуры рококо в России, построенного архитектором Антонио Ринальди.

Нарядный и изысканный, дворец служил местом отдыха после прогулок императрицы с гостями по парку, там проходили приемы, куда приглашались лишь самые близкие и важные персоны. Там все поддерживало атмосферу волшебства и праздника - и нарядные и изысканные интерьеры и, конечно же, звучащая на приемах музыка.

Китайский дворец в музее-заповеднике "Петергоф"

Поэтому и сегодня музыка оказалась очень органичной для пространства и дворцов, и парка. Большой гала-концерт с участием симфонического оркестра под управлением Валерия Гергиева и солистов балета проходил на сцене, сооруженной у стен Меншиковского дворца. Возможно, более комфортными оказались места за пределами "партера" - многие слушатели расположились на траве, укрывшись от палящего солнца в тени деревьев. Это напоминало и европейские традиции, например знаменитых летних концертов в парке у Шёнбруннскогодворца.

Гергиев и музыканты Мариинского и Большого театров провели фестиваль в Смоленске

В Марииинском-2 в рамках фестиваля прошла петербургская премьера балета Александра Сергеева на музыку Стравинского "Концертные танцы". Многих выдающихся хореографов привлекал в музыке Стравинского ритм - острый, акцентированный, с неожиданными сменами. Александр Сергеев сумел чутко уловить пульс музыки, ее контрасты, прихотливые повороты, полифонию линий и передать это все в движении пяти солистов и пяти пар танцовщиков.

Особого внимания заслуживает способность хореографа сделать, пожалуй, самое сложное: хореографическими средствами - движениями, позами, жестами, линиями, взаимодействием партнеров, - передать юмор, создать ощущение своеобразной игры, что как раз соответствует этой музыке Стравинского. В эту хореографическую игру вписываются и ассоциации, отсылки к мотивам балетов Баланчина на музыку Стравинского (одному из самых ярких союзов композитора и хореографа после Чайковского и Петипа) - к его "Рубинам", "Аполлону".

Гергиев: Приход полноценного музыкального фестиваля в Ораниенбаум закономерен - музыка на малой родине Стравинского должна звучать чаще

Фестиваль "Гений места" планируется продолжить в следующем году. Он проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры РФ и ФГБУК РОСКОНЦЕРТ.

Прямая речь

Дирижер Валерий Гергиев:

В дни фестиваля прозвучало более 50 сочинений Игоря Стравинского, в том числе музыка к балетам. / Предоставлено пресс-службой фестиваля "Гений места"

"Нас окружает невероятная красота, и Ораниенбаум заслуживал бы в любом случае огромное внимание к себе, своим уникальным зданиям, площадкам, природе, даже если бы Игорь Федорович Стравинский родился где-нибудь в другом месте. Но, к счастью, он родился именно здесь. И его музыка здесь должна звучать намного чаще. Так что мне кажется, что приход полноценного музыкального фестиваля, который будет проходить и здесь, и в Санкт-Петербурге, закономерен. Здесь, в Ораниенбауме, на ближайшие десять-пятнадцать лет, мне кажется, открываются гигантские возможности, которые предоставляет этот уникальный памятник архитектуры и истории России. Думаю, что паломничество сюда станет, удовольствием и для любителей архитектуры, и для любителей музыки - сплав музыки, архитектуры и невероятное путешествие в прошлое - это великолепное впечатление".

Классика Ленинградская область