Вице-канцлер явно ждал этой встречи и планировал, по его собственным словам, развить отношения с китайским премьером, опираясь на давнюю историю их знакомства - еще с тех времен, когда Хабек был всего лишь региональным политиком в Шлезвиг-Гольштейне.
Немецкие СМИ сейчас гадают, что стало причиной отказа, и первое, что им приходит на ум, - не слишком хорошее отношение к Китаю партии "зеленых", членом которой является немецкий министр экономики. В правительстве Германии "зеленые" считаются особенно критически настроенными по отношению к Китаю.
Но, Хабек, возможно, и сам виноват. Год назад, когда глава МИД Германии Анналена Бербок была с визитом в Пекине, ее китайский коллега предельно ясно ей объяснил, что Китай не желает в своих отношениях с Германией выслушивать нравоучения и наставления. Однако Хабек к этим словам не прислушался и свой визит в конце прошедшей недели начал именно с поучений.
Сначала он назвал "неправильным" то, что российско-китайский торговый оборот растет, а Китай закупает в России сырье. Затем достаточно прозрачно пригрозил, что хорошие отношения Пекина с Москвой могут плохо сказаться на позициях китайских компаний в Евросоюзе. Ко всему прочему немецкий министр заявил, что почти сорокапроцентные таможенные пошлины, которые ЕС планирует ввести в отношении китайских электромобилей, не являются карательными и вообще нацелены исключительно на то, чтобы сделать конкуренцию справедливой. И обвинить Китай в нарушении прав человека и использовании принудительного труда Хабек, конечно, тоже не забыл - это вообще традиционная для немецких, и особенно "зеленых", политиков тема.
После такого вступления неудивительно, что визит пошел не по плану. Тем более что одной из главных целей поездки Хабека в Пекин было не допустить торговой войны между Китаем и ЕС из-за все тех же пошлин на электрокары. Германия в Евросоюзе выступает одним из главных противников торговых ограничений в отношении Китая, небезосновательно опасаясь, что результатом станет подрыв позицией ее собственных автокомпаний на китайском рынке.
Впрочем, некоторые немецкие СМИ сомневаются, что лично Хабека все это интересует, тем более что немецкий автопром никак не может расстаться со столь ненавистными "зеленым" двигателями внутреннего сгорания.