От бревна до белого листа
Место для бумажной фабрики определила сама природа: перепад высот между озером Сандал и Кондопожской губой Онежского озера позволял построить гидроэлектростанцию, чтобы питать производство. Работы начались в 1923 году, а в 1929-м запустили ГЭС, теплоэлектростанцию, древесномассный завод и бумажную фабрику. Первая бумагоделательная машина выпускала почти 30 тысяч тонн газетной бумаги в год (современные объемы - более 650 тысяч тонн).
Переломным годом для юного предприятия стал 1935-й, когда заработал целлюлозный завод. В результате его объединения с фабрикой возник Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат, который вскоре стал работать по полному циклу - от бревна до белого листа. Спустя два года наладили выпуск оберточной бумаги. Но работу прервала война: оборудование эвакуировали, Кондопога и комбинат были практически разрушены. После Победы пришлось все отстраивать заново - ГЭС, ТЭС, корпуса цехов, заводы, лесную биржу. Уже к концу 1947 года предприятие снова давало стране бумагу.
С 1955-го по 1982 год КЦБК увеличил выпуск продукции в десять раз и стал крупнейшим в СССР и Европе производителем газетной бумаги. Комбинат наградили орденом Ленина, а его продукция получила государственный Знак качества.
В эпоху перемен производство перестроилось на новый лад вместе со всей экономикой. В 1992-м держателями контрольного пакета акций стали работники ЦБК. Развитие производства не останавливалось даже в переломную пору, когда многие бывшие флагманы вовсе перестали существовать.
Однако в новом веке экономические трудности в виде роста тарифов и подорожания сырья все же настигли комбинат. В 2013-м началась процедура банкротства. Ситуацию осложнял тот факт, что ЦБК был градообразующим предприятием для Кондопоги, где проживают 35 тысяч человек.
Но выход был найден: группа компаний "Карелия Палп" взяла Кондопожский ЦБК под управление и вывела его из банкротства. В октябре 2022 года конкурсное производство официально завершилось. Комбинат вернулся на ведущие позиции в отрасли, а для этого ему пришлось сильно измениться: пришло новое время со своими вызовами, и работать по-прежнему было невозможно.
Уход от монопродукта
До недавнего времени КЦБК специализировался на выпуске газетной бумаги. Но с появлением гаджетов спрос на "газетку" стал падать практически во всех странах мира. Поэтому с 2019 года карельское предприятие работает над диверсификацией продуктового портфеля.
Два года назад КЦБК запустил производство офисной бумаги EKKO формата А4. Делают ее из побочных продуктов пиления еловой древесины. EKKO визуально отличается от белой офисной бумаги желтоватым оттенком, а также меньшей плотностью - 60 г/м2 вместо 80 г/м2. Но основное отличие - в отсутствии хлора в составе, что делает продукт подлежащим полной вторичной переработке.
Другой новой для предприятия продукцией стала бумага для производства упаковочной тары, спрос на которую стабильно растет и в мире, и в России. Третья часть товаров, произведенных на комбинате в 2023 году, относится к упаковочному сегменту. 220 тысяч тонн из этого объема - легкограммажные лайнеры и флютинг для производства гофрокартона. КЦБК сделал ставку на тонкую и супертонкую упаковочную бумагу, сфера применения которой гораздо шире.
Кроме того, в 2023 году выпущены так называемые пухлые сорта бумаги для цифровой печати и крашеная продукция.
- Мы шаг за шагом уходим от статуса монопродуктового предприятия, - отмечает генеральный директор ГК "Карелия Палп" Юрий Айвазов. - Планомерно реализуем стратегическую программу диверсификации продуктовой линейки. На комбинате производится порядка десяти наименований бумажной продукции - от традиционной газетной до офисной и упаковочной. Продуктовый портфель будем расширять и дальше. Мы видим много ниш, в которых можем поработать.
Вызовы приняты
Падение спроса на газетную бумагу стало не единственным серьезным вызовом для ЦБП. Сложности настигли отрасль в пандемию и стали разрастаться в 2022 году, когда из-за санкций для российского бумпрома закрылись более 40 стран. Казалось бы, это перекрывало всякие перспективы предприятию, исторически отправлявшему более 85 процентов продукции на экспорт. Но карельский комбинат удержал показатель. Наладить новые цепочки доставки было непросто, но это удалось.
Как отмечают специалисты предприятия, бумага и картон - не самые высокомаржинальные продукты, и они сильно зависят от цены перевозки. При примерно одинаковой себестоимости продукции с зарубежными предприятиями логистика российскому производству на некоторые рынки обходится гораздо дороже. Но, несмотря на трудности, комбинату в Кондопоге удалось переориентироваться с Европы и Америки на Азию и Ближний Восток - прежде всего на Китай, Индию, Пакистан и Турцию.
Стоит отметить, что логистику осложнили не только санкции. В октябре 2023 года были введены гибкие экспортные пошлины, привязанные к курсу рубля. По оценкам бумажников, это снизило рентабельность их продукции на пять-семь процентов. Российские экспортноориентированные предприятия оказались в неравных условиях с зарубежными. Другая проблема - регулярное повышение тарифов на железнодорожные перевозки: половину лесного сырья на ЦБК доставляют поезда.
Отрасли также пришлось менять поставщиков оборудования и материалов. Техникой ее теперь обеспечивают страны БРИКС, идет работа по импортозамещению с отечественными заводами. А химические компоненты поставляют российские и белорусские производители.
В непростых экономических условиях карельское предприятие продолжает модернизацию. Реализуется инвестиционная программа. В 2023 году запустили новую транспортно-упаковочную линию - она позволяет упаковывать рулоны бумаги больших форматов. В это оборудование было инвестировано 410 миллионов рублей. А всего на реализацию инвестиционных мероприятий в ближайшие годы планируется направить до пяти миллиардов рублей - при условии, что ситуация со стоимостью кредитов и таможенными пошлинами это позволит.
Обеспечение лесным сырьем - еще одна важная задача для ЦБК. Предприятие планирует увеличить собственную заготовку и обмениваться сырьем с лесопромышленными предприятиями СЗФО. Так, например, удалось решить вопрос со сбытом березовых балансов, которые прежде закупались в основном Финляндией.
Кадры решают
В структуре ГК "Карелия Палп" работают более четырех тысяч человек, это один из крупнейших работодателей Карелии. Однако, как и другие компании, в последнее время она столкнулась с нехваткой кадров.
Многие жители Кондопоги работают на целлюлозно-бумажном комбинате, причем порой это целые династии из представителей нескольких поколений. Такие сотрудники - кадровый "золотой фонд" предприятия. В ЦБП особенно важна преемственность, при которой опытные мастера обучают молодежь прямо на производстве. Недаром 2024-й на предприятиях группы компаний объявлен Годом династий и наставничества.
- Кадровый вопрос стал ключевым для многих промышленных предприятий. Наши главные задачи на этом направлении - привлечь персонал и удержать его. Традиции наставничества на комбинате сильны еще с советских времен - в мае движению наставничества на КЦБК исполнилось 50 лет. Наставники помогают молодым сотрудникам связать свою жизнь и карьеру с комбинатом, а ведь это действительно интересно и перспективно: построить хорошую карьеру, вырасти профессионально - для этого есть все, было бы стремление, - подчеркивает Юрий Айвазов.
Недавно предприятие обновило систему взаимодействия с колледжами и вузами для привлечения новых кадров. Но профориентационная работа с ними начинается гораздо раньше: бумажники сотрудничают со школами и даже с детскими садами, выпускают для них информационные продукты о профессиях отрасли. На комбинате также очень рассчитывают на включение Кондопожского подразделения Петрозаводского лесотехнического техникума в программу "Профессионалитет" - это ускорило бы достижение кадровых целей.
Правильный выбор
Минувший год во многом стал показательным для ЦБП: справилась ли она со всеми вызовами последних лет? Отрасль перестроила логистику, продуктовую линейку, партнерские связи - по сути, весь бизнес. Если судить по карельскому предприятию, то благодаря переменам бумажникам удалось сохранить стабильность даже в условиях жестких ограничений.
За 2023 год произведено 660 тысяч тонн продукции - это всего на 2,5 процента меньше, чем в допандемийном 2019 году. Выручка составила 29,4 миллиарда, рентабельность по OIBDA - 6,7 процента.
- Прошедший год был непростым для всей отрасли, но он показал, что мы выбрали правильную концепцию развития производства, - говорит руководитель ГК. - Реализация первой части инвестиционной программы позволила получить финансовый результат, демонстрирующий стабильную работу. В 2024 году программу продолжит запуск макулатурной линии. Также принято решение не останавливать реализацию стратегического проекта модернизации комбината.
Предприятия ГК "Карелия Палп" встроены в производственный цикл - от лесозаготовки до отправки готовой продукции. В эту структуру входят АО "Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат" и "Кондопожское лесопромышленное хозяйство", ООО "Кареллестранс", лесной актив "ВитаЭнерджи" и управляющая компания "Карелия Палп".