27.06.2024 06:31
Власть

Эксперт Востокгосплана рассказал о вызовах для системы господдержки судостроения

Эксперт Востокгосплана рассказал о вызовах для системы господдержки судостроения
Текст:  Давид Игитханян (аналитик ФАНУ "Востокгосплан")
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №139 (9381)
О кластерах в сфере судостроения и судоремонта сегодня говорят очень много, да и не только говорят - в Приморском крае уже приступили к созданию такого конгломерата.
Читать на сайте RG.RU

Что такое промышленный кластер? Есть общее понимание этого словосочетания в российском правовом поле - совокупность предприятий, связанных отношениями в отраслевой деятельности в целях увеличения объемов выпуска продукции. И в этом смысле любые достаточно прочные отраслевые кооперационные цепочки можно назвать кластером.

Но нужно выполнение нескольких условий, чтобы Минпромторг РФ мог официально признать круг организаций полноценным кластером. Например, их численность не может быть меньше пяти, и как минимум одна должна производить конечную продукцию. Плюс к этому особые и довольно жесткие требования касаются производства импортозамещающей продукции. Кстати, в реестре Минпромторга России насчитывается более 60 промышленных кластеров, соответствующих данным условиям. Однако среди них нет тех, чья деятельность связана с судостроением и судоремонтом.

Кластерный механизм, действительно, может способствовать решению определенных проблем в отрасли. Ведь в первую очередь он подразумевает мощную государственную поддержку, среди ее мер - льготные кредиты, сниженные страховые взносы, субсидия на приобретение стартовых партий продукции, упрощение администрирования.

Надо заметить, что меры господдержки в отрасли действуют и сейчас. Они во многом ориентированы на стимулирование судовладельцев обновлять флот. Наибольший спрос (десятки заявок) на получение помощи от государства прослеживается в сегменте строительства транспортных и пассажирских судов - в рамках компенсации затрат на уплату процентов по кредитам и платежей по лизингу, а также по программам лизинга и утилизационного гранта.

Какие проекты представили регионы ДФО на федеральный конкурс достижений

В рыбодобывающем секторе более сложная ситуация. Если в 2021 году количество заявок от промысловых компаний на льготное кредитование в рамках утилизационного гранта и на получение субсидии на строительство судов исчислялось единицами, то в 2022-м оно уже равнялось нулю. Судовладельцы (во всяком случае, до недавнего времени) считали наиболее предпочтительным сценарий обновления текущего флота за счет приобретения эксплуатируемого судна за рубежом или строительства нового на иностранной верфи: зачастую это намного дешевле. Предложенные в рамках мер поддержки объемы компенсации недостаточны для рыбопромышленных предприятий.

Теперь, собственно, о судостроительных заводах. "Востокгосплан" проводит исследование востребованности мер господдержки верфей. В него вовлечено сотни предприятий - представителей судостроительной, судоремонтной и связанных с ними отраслей.

Выявившиеся проблемы по большей части носят отраслевой характер. Среди них - отсутствие серийных заказов, а также стабильной загрузки производственных мощностей, сезонная загруженность предприятий, высокий уровень морального и физического износа основных фондов. Нет комплектующих для производственного оборудования. Есть сложности, связанные с невыполнением контрактных обязательств поставщиками и сторонними организациями-контрагентами. Недостаточно эффективно взаимодействуют проектировщики компонентов и производители. Негативно сказывается низкий объем упреждающих исследований и закладка проектов с устаревшими технологическими решениями. Не хватает квалифицированных кадров.

Совместные усилия участников отрасли вкупе с кластерными мерами господдержки вполне позволяют минимизировать воздействие отдельных негативных факторов на сферу судостроения и судоремонта

Но есть и хорошая новость. Совместные усилия участников отрасли в совокупности с кластерными мерами господдержки вполне позволяют минимизировать воздействие отдельных факторов из этого перечня. Например, можно загрузить производственные мощности, найти способы, как справляться с кадровыми трудностями.

Но более сложным видится решение ключевых проблем, обусловленных влиянием внешней среды - экзогенного фактора. Например, к таким проблемам относится приоритет применения импортных комплектующих и оборудования, при этом их невозможно приобрести для вышедших из строя агрегатов. Таможенное оформление ввозимых для ремонта запасных частей и материалов сложное и длительное. Есть случаи отказа зарубежных организаций от выполнения гарантийных обязательств на оборудование, предприятиям приходится тратить серьезные средства на подбор и эксплуатацию альтернативного варианта.

Путин познакомился с якутским креативом в "Квартале труда"

Поэтому, на наш взгляд, субсидирование разработок, создания и внедрения в серийное производство судового оборудования - одно из наиболее перспективных и необходимых направлений поддержки судостроительной отрасли. В первую очередь речь идет об оборудовании, которое входит в перечень критического для отечественного судостроения, например о двухтопливных высокомощных двигателях, типорядах электрических и механических винторулевых колонок. Механизм такой поддержки затрагивает и проектировщиков, и конструкторов, и производителей.

Еще один результат зависимости от поставок импортного оборудования и санкционного воздействия - необходимость существенной (и дорогостоящей!) перепроектировки систем судна. Поэтому в качестве дополнительной меры поддержки целесообразно рассмотреть субсидирование затрат, связанных с выполнением перепроектировочных работ.

Стимулировать участников отрасли к снижению импортозависимости, формировать условия, обеспечивающие серийность производства, активизировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и внедрять их в производство - именно в этих векторах необходимо совершенствовать систему государственной поддержки.

Регионы ДФО