В современных условиях поддерживать эту махину на плаву стало непросто. Поэтому команду Юрия Григоровича, стоявшую у руля с основания фестиваля в 1991 году, сменила Светлана Захарова, ныне художественный руководитель и председатель жюри "Бенуа". Благодаря ее энергии в Москве удалось собрать жюри, в которое вошли представители Японии, Венгрии, Германии, Китая, Испании.
По традиции арбитры не только голосуют - сначала они же сами составляют списки претендентов. Раньше, при наличии в жюри грандов мирового балета, такое устройство процесса придавало награде дополнительный вес. Сейчас, когда руководители ведущих мировых компаний в дни "Бенуа де ла данс" неизменно заняты неотложными делами, это значительно усушает списки и почти вымывает из них представителей главных балетных институций.
Претендентов на звание лучшего хореографа было пятеро, балерин и танцовщиков - шесть и семь соответственно. Среди хореографов победил немец Марко Гёке с постановкой для Нидерландского театра танца. Его "В Голландских горах" представили крошечным видео. Не многим больше раскрылся на экране венгр Герго Армин Балажи, награжденный за эйфмановского "Пигмалиона". В Москву он приехал, но станцевал в паре с номинанткой - балериной Татьяной Мельник безликий "Дуэт" Уэйна Иглинга на музыку Вагнера.
Казалось, не было никаких препятствий, чтобы пришедшая на церемонию публика увидела Олесю Новикову из Мариинского театра во фрагменте из "Дочери фараона" и Артемия Белякова, представляющего Большой, в "Иване Грозном" - работы действительно выдающиеся, какие не каждый сезон появляются в балетном мире. Но даже они оба вечера показывали совершенно другой - и другого уровня - репертуар.
В результате эмоциональным пиком двух вечеров оказался фрагмент "Озорных частушек", привезенный из Петербурга Балетом Леонида Якобсона и представивший прошлогоднего лауреата Вячеслава Самодурова, а также дуэт из "Пиковой дамы" Юрия Посохова, оставшейся без награды, в тонком, нервном, экспрессивном исполнении Анастасии Сташкевич и еще одного не выигравшего претендента Владислава Лантратова. Хорошо показался на сцене Большого (с отлично солировавшими Еленой Соломянко и Германом Борсаем) и еще один номинант - балет Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко "Класс-концерт" Максима Севагина, совсем не беспроблемный в целостном виде.
Нынешний "Бенуа" вообще, кажется, только во второй раз заметил российский балет вне Большого и Мариинского, хотя именно там все последние годы шла наиболее интенсивная работа. Возможно, более активное сотрудничество с ними, как и с театрами постсоветского пространства, придаст новое дыхание "Бенуа" - в лучших проявлениях там можно найти гораздо более интересные премьеры и артистов, чем те, которые представляли в этом году дальнее зарубежье.
Впрочем, среди них необходимо выделить японку Акиру Акиямо из "Токио-балета". Ее номинировали за исполнение главной партии в национальном балете "Принцесса Кагуя" Дзе Канамори, и в привезенном дуэте из него она запомнилась красотой выстроенных линий и тихой отвагой, с которой были исполнены сложные верхние поддержки. На следующий день балерина предстала в совершенно другом стиле - напористом советском "Талисмане" Петра Гусева (почему-то выдаваемом в программке за Петипа). Вероятно, работай артистка в российской труппе, ей из-за сложности фактуры никогда не удалось бы выскользнуть из кордебалета - и зрители не увидели бы ее утонченной музыкальности и многоликости хореографии Гусева, стальные комбинации которой наполнились нежным воздухом.
Ну а привычный международный блеск концерта Светлане Захаровой пришлось создать лично - она не только пригласила выступить в качестве "гостя из параллельного мира" своего мужа, выдающегося скрипача Вадима Репина, но и станцевала "Лебедя" и в партнерстве с Артемием Беляковым танго на музыку Пьяццоллы.