01.07.2024 14:00
Общество

Путин поддержал проект по подготовке инженеров для российских предприятий

Текст:  Татьяна Замахина
Российская газета - Федеральный выпуск: №142 (9384)
В России готовят настоящий "интеллектуальный инженерный спецназ" - несколько тысяч ребят, которые смогут создавать технологии для страны. О таком проекте рассказал на встрече с главой государства министр науки и высшего образования Валерий Фальков. Владимир Путин назвал инициативу правильной и отметил вклад российского бизнеса, который активно помогает готовить нужные кадры.
Валерий Фальков рассказал главе государства об участии бизнеса в формировании инженерных школ. / Вячеслав Прокофьев/Пресс-служба президента РФ/ТАСС
Читать на сайте RG.RU

Федеральный проект "Передовые инженерные школы" стартовал в России в 2022 году. "Мы в последнее время много и правильно уделяем внимание созданию инженерных школ и подготовке соответствующих кадров", - отметил президент в начале встречи. Он попросил собеседника рассказать подробнее.

Как уточнил Фальков, в июне 2022 года в России были созданы 30 первых инженерных школ. И спрос на них в регионах оказался настолько серьезным, что в прошлом году власти отобрали по конкурсу еще 20 таких площадок подготовки кадров. "Поэтому сегодня у нас хороший комплект - 50 школ в 28 регионах. Во всех без исключения федеральных округах, что очень важно", - подчеркнул министр.

Мы в последнее время много и правильно уделяем внимание созданию инженерных школ и подготовке соответствующих кадров

Он напомнил, что российский лидер поставил задачу обновить систему высшего образования. И данный проект ее как раз выполняет. Ведь "это передовые площадки, где мы пробуем, как трансформировать инженерное образование", пояснил Фальков. "С другой стороны, это обеспечение технологического суверенитета, - добавил министр, - потому что мы знаем, что всегда была ахиллесовой пятой высшей школы недостаточная кооперация с промышленностью". Чтобы она была, у каждой инженерной школы есть партнер среди российских предприятий. И если государство за первые два года потратило на проект порядка 12 млрд рублей, то партнеры - 19,5 млрд. "Имеются в виду все крупнейшие компании, их сейчас 160", - рассказал глава Минобрнауки.

Мишустин призвал делать все, чтобы молодежь выбирала инженерный путь

Кроме того, каждой передовой инженерной школе поставили задачу работать со школьниками. Это необходимо, чтобы будущих инженеров начинали готовить как можно раньше. В прошлом году 22 тысячи школьников прошли через передовые инженерные школы. По словам Фалькова, дети занимаются с удовольствием - причем речь не только о традиционной инженерии, но и о генетике и геномике, а также программной инженерии. Проект предполагает работу и со взрослыми. Уже больше 7,5 тысячи инженеров и 7,6 тысячи прошли повышение квалификации.

Так что инициатива молодая, но уже дает неплохие результаты, резюмировал министр. "Сейчас мы сосредоточились на внедрении, - рассказал он. - Потому что, конечно, наша задача - научиться быстро превращать идеи в технологии, продукты, сервисы".

Владимир Путин назвал особенно хорошей тенденцией, что "бизнес не просто не сопротивляется, а, наоборот, по сути, идет в авангарде этого процесса". Также он уточнил, обеспечивают ли предприятия будущим инженерам практику. Фальков привел в пример практические занятия на "КАМАЗе", "Ростсельмаше" и "Пермских моторах". "И это самое лучшее обучение на живых инженерных задачах", - уверен он. Кроме того, по его словам, с ребятами активно заключают ученические контракты. Это соглашения, в которых прописаны условия обучения сотрудника за счет организации, куда он придет работать.

В конечном счете, в стране, по его словам, готовится "интеллектуальный инженерный спецназ". "Потому что это несколько тысяч ребят, которые могут не просто работать по норме, что называется, прийти и выполнять регламент. Это ребята, которые должны стать творцами, - пояснил Фальков. - Ведь самое сложное - это как раз творить, создавать новые технологии".

Валерий Выжутович: Профессия инженера снова приобретает популярность
Образование Президент Минобрнауки