С тех пор как Париж подал заявку на проведение Олимпийских игр 2024 года и добился их в 2017 году, проект претерпел множество изменений со стороны его организаторов и государственных органов: от цен на билеты до экологических проблем. Ведь одно дело - говорить, а совсем другое - делать.
Организаторы игр "Париж-2024" несколько раз меняли свой первоначальный план. Для некоторых это означает адаптацию к плохо изученной реальности. Для других это просто то, что делают многие: обещать, зная, что обещания часто уносятся прочь ветром. Одно из самых значительных невыполненных обещаний, данных в 2017-м, - это доступность цен на билеты. Хотя организаторы заявляют, что стоимость билетов будет такой же, как и в Лондоне-2012, это не та доступная цена, которую обещали.
То, что цены на билеты похожи на лондонские, не делает их доступными, а просто превращает в сопоставимые. На самом деле цены более чем в два раза выше, чем на Играх-2016 в Рио-де-Жанейро. 12 евро - такой тогда была их минимальная стоимость. В Париже минимальная стоимость - 24 евро. А посещение финалов по легкой атлетике обойдется как минимум в 125 евро, что далеко не всем по карману, учитывая, что болельщики, приезжающие на Игры, часто хотят насладиться сразу несколькими соревнованиями, происходящими в один день.
Еще один аспект, ставящий под сомнение доступность спортивных соревнований, это беспрецедентная Церемония открытия Игр на реке Сене. Церемония претерпела значительные изменения, особенно с точки зрения количества зрителей, которые смогут наблюдать за ней вживую. Из крупного мероприятия, демонстрирующего величие Франции, в котором принимали бы участие 600 тыс. человек, включая полмиллиона обладателей бесплатных билетов, оно превратилось в церемонию для 220 тыс. зрителей при таком же количестве оплаченных билетов. Это означает, что бесплатных билетов будет на 20% меньше от обещанного.
Само по себе это не проблема. Это частное мероприятие, на которое не обязательно должны предлагаться бесплатные билеты. Что не так - то, что предыдущие обещания и надежды не будут реализованы. Еще хуже, бесплатные билеты будут распространяться не с помощью лотереи, как планировалось изначально, а непосредственно государственными органами и Оргкомитетом, конечно, среди своих друзей.
В той самой стране, которая гордится тем, что является колыбелью современной демократии и Республики, возникшей после Французской революции и идей Монтескье, Вольтера и Руссо в конце XVIII века, происходит обратное: кумовство.
Лозунг "Игры финансируют Игры", который французское правительство использует месяцами, тоже не будет реализован. Различные уровни госуправления Франции уже инвестировали 2,4 млрд евро в инфраструктуру, работы по благоустройству и даже в антидопинговую лабораторию. Окончательная стоимость в третий раз проводящихся во Франции Олимпийских игр неизвестна. Зато известно, что в последнее время увеличены расходы на безопасность и премии для официальных лиц. Другие отрасли воспользовались возможностью удовлетворить свои требования по увеличению зарплаты. "Олимпийского налога не будет, - повторил президент Эмманюэль Макрон. - Все будет поступать из государственных фондов, которые являются результатом прямых и косвенных налогов, уплаченных налогоплательщиками, а также любых возникших долгов".
Пьер Московичи, председатель французской Счетной палаты, недавно подсчитал, что окончательные государственные инвестиции составят от 3 до 5 млрд евро. Итоговая цифра будет приведена после проведения Игр, но иметь такую свободу действий опасно. Разница между расходами в 3 млрд евро и 5 млрд (если это предельный потолок бюджета) превышает 65%, что по элементарным арифметическим подсчетам является значительной суммой для любого нормального человека.
Хотя в заявочном досье значилось, что "все владельцы билетов смогут бесплатно пользоваться всеми видами общественного транспорта в Парижском регионе в день проведения соревнований", как было на многих крупных мероприятиях, в том числе на чемпионатах мира по футболу 2018 и 2022 гг. в России и Катаре соответственно (не говоря уже о других), - в конечном счете этого не произойдет. И снова от разговоров до действий еще далеко.
В декабре 2022 года решение о привлечении дополнительных средств было отменено после пересмотра бюджета. Транспортное управление Парижского региона объявило специальные цены на Игры: 4 евро за один билет на метро! Повышение почти вдвое по сравнению с текущей ценой, обоснованное увеличением трафика общественного транспорта на 15% во время Игр. Как будто увеличение числа пользователей метро может оправдать такое повышение цен.
Другой пример - плавание. Олимпийский водный центр в пригороде Парижа Сен-Дени, рядом со стадионом "Стад де Франс", - одно из немногих спортивных сооружений, построенных специально для Игр. Но этот совершенно новый комплекс не будет принимать соревнования по плаванию, поскольку из-за бюджетных ограничений его вместимость сократилась до 5 тыс. зрителей, что составляет треть от того, что требуется Международной федерацией плавания (World Aquatics) для проведения международных соревнований по плаванию.
Результат? Он таков: построен стадион, который не будет использоваться по прямому назначению. Кто за это платит? Конечно, налогоплательщик. А в Олимпийском водном центре пройдут соревнования по водному поло, синхронному плаванию и прыжкам в воду, в то время как звездам плавания придется отправиться на другой конец столицы, на арену "Ля Дефанс", где установлены временные бассейны для состязаний по одному из главных видов спорта Игр.
Что касается очистки Сены, то практически все исследования по ее загрязнению указывают на опасность купания в реке, протекающей через французскую столицу. На Сене первоначально планировалось провести 10-километровый заплыв на открытой воде и один из видов триатлона. Еще одно невыполненное обещание. И это несмотря на благоустройство и расходы в 1,4 млрд евро. Впрочем, сама мэр Парижа заявила, что будет плавать там в течение недели, с 15 июля. Еще неизвестно, сдержит ли она свое обещание и, прежде всего, вернется ли река, наконец, к своему многовековому состоянию.
Еще одно обещание, которым до сих пор хвастаются организаторы, - это воздействие Игр на окружающую среду. Они обещали, что все будет "позитивно", с благородными идеями по снижению выбросов углекислого газа до нейтрального уровня, но и здесь пошли другим путем. Сокращение выбросов CO2 рассчитано так: одна треть приходится на транспорт, еще треть - на строительство инфраструктуры, а оставшаяся треть - на мероприятия, непосредственно связанные с Играми (размещение, охрана, общественное питание и прочее). Время покажет, будет ли выполнено это последнее обещание, которое заменяет предыдущее невыполненное.
Право выступить на Олимпиаде получили 26 россиян - 14 мужчин и 12 женщин. По видам спорта картина такая: гребля на байдарках и каноэ - 2, велошоссе - 3, прыжки на батуте - 1, теннис - 7, борьба - 9, дзюдо - 4.
Из-за длительного отстранения российских спортсменов от участия в официальных международных соревнованиях у них было совсем немного времени, чтобы выполнить квалификационные олимпийские нормативы, принимать участие в отборе к Играм. Но и высоких результатов в отдельных случаях оказалось недостаточно. К примеру, сразу 17 представителей нашего дзюдо по рейтингу отобрались в Париж, однако Международный олимпийский комитет (МОК) после перепроверки социальных сетей атлетов, их принадлежности к тому или иному спортивному обществу допустил только четырех. В этой ситуации президиум Федерации дзюдо России (ФДР) принял решение из-за унизительных условий МОК вообще никого не делегировать на Игры. Есть и отказы иного характера. Например, сильнейший на сегодня наш мастер велошоссе Александр Власов считает профиль групповой олимпийской гонки не подходящим для него, и поэтому он во французскую столицу после выступления на "Тур де Франс" повторно не поедет.
Подготовил Илья Трисвятский