03.07.2024 16:50
Власть

Рамазан Абдулатипов - о событиях в Дагестане

Рамазан Абдулатипов - о событиях в Дагестане
Текст:  Рамазан Абдулатипов (Чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации, профессор Финансового университета при правительстве Российской Федерации)
Российская газета - Федеральный выпуск: №145 (9387)
Сегодня на сайте "Российской газеты" мы публикуем статью одного из ведущих экспертов по Северному Кавказу, политика, дипломата, профессора Рамазана Абдулатипова. Она посвящена анализу причин событий, произошедших не так давно в Дагестане, и в целом ситуации в регионе.
Мы еще слабо используем культурно-цивилизационный потенциал наших народов, считает Рамазан Абдулатипов. / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

***

Уважаемые читатели!

Давно занимаясь вопросами самобытного развития и соборной общности народов исторической России, мне, как и многим моим коллегам - этнологам, теологам - искренне приходилось подчеркивать уникальный исторический опыт России, привлекательную для многих стран российскую модель обустройства народов и конфессий в едином Отечестве. И это правда, несмотря даже на трагический развал Союза и разного рода обострившиеся постсоветские противоречия и конфликты, которые до крайних форм доводились на Кавказе, используя для этого зачастую этноконфессиональные факторы, которые искусственно политизировались различными силами местного, регионального и международного влияния, придавая им конфликтный потенциал. Эти конфликты чаще привносились в регион разного рода силами политического влияния как изнутри страны, так и с Ближнего Востока и Запада, оказывая на народы и конфессии России идеологическое, пропагандистское и политическое влияние. Они делали это и все годы советской власти - и особенно активно в постсоветские времена. При этом наша власть всех уровней так и не научилась руководствоваться четкими, научно обоснованными ориентирами, умением грамотно пользоваться современной аналитикой и прогнозами для противодействия негативным тенденциям и профилактики конфликтов.

Кстати, еще в начале 90-х годов мы пытались наладить эту работу. В этих целях, в частности, в Дагестане был создан Северо-Кавказский центр этнополитических исследований, который многие годы работал достаточно эффективно, но материалы, выводы и рекомендации этого центра редко использовались властями в центре и на местах для профилактики и прогноза этноконфессиональных противоречий и конфликтов. Это крайне актуально на Кавказе, где принято придавать этноконфессиональные окраски экономическим, кадровым, земельным и прочим вопросам в целях возбуждения иррационального экстремизма и терроризма в маргинальной и, прежде всего, в молодежной среде, в которой большинству, к сожалению, недостает четкого российского мировоззрения и приверженности системе традиционных российских духовно-нравственных ориентаций. Отсюда и пагубные влияния кризисных явлений и активизация крайних сил. Этноконфессиональная проблематика бездушно используется известными людьми, депутатами, провоцируя опасные и негативные для государства и общества проявления.

Одна из причин бездуховности, безыдейности в российском обществе - это ослабление внимания к гуманитарным наукам

Подобного рода провокационные действия идут вразрез усилиям Президента России В.В. Путина, который принимает активные и долгосрочные меры в национальной, культурной, конфессиональной, идейно-воспитательной политике государства. И особенно в последние годы, восстанавливая традиционные российские духовно-нравственные ценности, которые призваны играть огромную роль в стабилизации общественно-политической ситуации в стране, в регионах, на местах. К сожалению, часть молодежи, в среде которой продолжают господствовать либеральные идеи, уходит в себя, в свои индивидуальные потребности, не считаясь с интересами общества и государства. В этих условиях трудно наладить стабильную жизнь в таких сложных многокультурных и многоконфессиональных сообществах, каковыми являются Дагестан и Кавказ в целом. Не используется в полной мере культурно-цивилизационный потенциал наших народов - "жить по правде, жить по совести". Отсюда важность противодействия навязываемых годами кавказскому сообществу либеральных идей и ценностей Запада, которые разрушают корневые основы нашего бытия и образа жизни наших людей. Из-за бездушного навязывания народу массовой маргинальной культуры и индивидуальной эгоистичной морали. В результате чего человек отчуждается от семьи, коллектива, общества, вплоть до отрицания государства, нации и даже пола с традиционными семейными отношениями. Это все в той или иной степени, к сожалению, стало и частью сознания наших граждан. Отсюда разного рода непрогнозируемые, стихийные процессы, которые мы переживаем неоднократно. Такие проявления в корне противоречат нашим традиционным культурно-цивилизационным идеалам и ценностям.

Одна из причин ослабления духовности в российском обществе - это ослабление внимания к гуманитарным наукам и фактическая деградация гуманитарного образования, хотя россиян учат общественным наукам 10-15 лет. Результаты плачевные: недавно я пообщался с первокурсниками на важном для них курсе, который внедрен во всех вузах страны: "Основы российской государственности", но стандарты, методология и методики курса изначально формализованы и деформированы отсутствием всякой логики изучения предмета и должного контента. Курс, который, на мой взгляд, призван систематизировать на году обучения в вузе гуманитарные знания, полученные студентами за все время школьного обучения, превращается в формальные повторения. При полном равнодушии и даже при определенном неприятии курса со стороны студентов, прежде всего из-за недостаточной организационной и идейно-воспитательной работы в студенческих коллективах. В результате уровень знаний по гуманитарным наукам у первокурсников, магистров и аспирантов примерно одинаковый, хотя есть и грамотные, активные ребята. О какой научной, идейно-политической, этической, мировоззренческой подготовке специалистов, будущих руководителей, просто граждан страны можно на этом фоне вести речь. Отсюда и открытость сознания части россиян для воздействия любой, самой маргинальной и агрессивной идеологии, любых ориентаций. Российское общество, сознание россиян, в конечном итоге лишены четких идейно-политических основ и находятся в состоянии сыпучих песков, в которых давно уже нет цемента для формирования устойчивости и перспектив. Это очень опасное состояние, которое оборачивается разрушением культурно-нравственных устоев народа, граждан страны. Вот на таком достаточно тактичном социокультурном фоне и приходится говорить сегодня о состоянии и перспективах развития кавказского региона.

При этом важно отметить, что Запад в начале 90-х годов навязал нам негодную модель развития с целью превращения страны в сырьевой придаток Запада. Фактически на Кавказ были возвращены во многом феодально-патриархальные порядки с местными бандитами - богачами и фанатиками. Ситуацию удалось переломить после избрания Президентом Российской Федерации В.В. Путина, который стал отвечать на вызовы и угрозы, брошенные России, и, будучи патриотом России, организовал сопротивление международным террористам, очистив Дагестан, Чечню, страну от агрессоров, эффективно противодействовав таким образом угрозам суверенитету и безопасности Российской Федерации, а также продвижению блока НАТО к границам нашей страны. Одновременно под руководством Президента мы восстанавливали единство и управляемость государства, налаживали систему хозяйствования, управления и социальной защиты населения, уделяли особое внимание устойчивости и таких сфер, как культура, мораль, образование, наука, научно-технический прогресс, индустрия. Это все давалось нелегко.

Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно за эти годы подчеркивал, что приоритетной для России является стабильность Кавказа, создание механизмов безопасности и экономического партнерства. Кому не известно, что именно под руководством В.В. Путина вместе с дагестанскими ополченцами и российским воинством мы победили международных террористов в Дагестане, Чечне и далее. Россия, В.В. Путин способствовали прекращению кровопролития между Арменией, Азербайджаном и далее.

Давно было сказано: "Дайте мир Кавказу и не ищите земного рая на Евфрате… Он здесь…" (Бестужев Марлинский). Важно эту истину доводить до всех простых людей, чтобы они не становились жертвами антироссийских, этнических и конфессиональных конфликтов, вместо того, чтобы обустраивать экономику и культуру своих народов. Соответственно, всем кавказцам и их друзьям важно подключаться к процессу мирного обустройства Кавказа, оберегая свои народы от деструктивного влияния либерализма, русофобии и неонацизма, что нам, кавказцам, не к лицу.

Россияне всех национальностей - это представители единого гражданского общества. Отсюда как право, так и ответственность граждан за благополучие, авторитет и защиту отечества. При этом важно понимать, что достоинство гражданина, нации, конфессии, государства определяется не их материальным, а прежде всего духовно-нравственным состоянием. Величие народа определяется благонравием, образованием граждан, устойчивостью их культурно-нравственных устоев. Для этого стране нужен порядок, законность, чистоплотность власти всех уровней, их способность вести за собой народ по пути чести и справедливости.

В заключение еще раз хочу предостеречь любителей выступать с обвинениями и претензиями по этническим и конфессиональным признакам, что это чувствительные сферы. Это особенно важно запомнить публичным, известным людям, лидерам общественного мнения. Как учила меня моя мудрая мама: "Не говори, сынок, в начале слова, которые надо сказать последними!". Пора стать мудрее и порядочнее. Без этого не будет порядка в стране, в семье, в собственных ценностных ориентациях.

Внешняя политика Внутренняя политика