За последние двенадцать лет, чтобы достигнуть этой цели, построено уже 200 км линий подземки, не считая МЦК. Таким образом, ее протяженность увеличилась уже почти вдвое. И хотя у многих москвичей в пешей доступности сейчас стала даже не одна, а две станции, масштабы строительства не снижаются. Вот и в этом году к сети дорог под землей добавится еще 28 км линий и восемь новых станций. У кого же метро станет ближе и что это изменит для жителей столицы?
Семерка на старте
Семь из восьми станций, которые должны появиться до нового года, относятся к первой очереди строящейся Троицкой линии. Это станции "Новаторская", "Генерала Тюленева", "Университет дружбы народов", "Тютчевская", "Корниловская", "Бачуринская" и "Коммунарка". На четырех из них, от "Новаторской" до "Тютчевской", мэр Москвы Сергей Собянин на днях даже провел технический пуск. Прокатившись на мотовозе по участку длиной 8,3 км, он высоко оценил его готовность: "Остался последний, самый ответственный период - пусконаладочные, инженерные и отделочные работы".
Стройку мэр поручил закончить ко Дню города, который в этом году будет отмечаться 7 и 8 сентября. Остальные 4 из 11 станций первой очереди поедут с пассажирами в 2025 году.
Но даже этот первый пусковой участок новой линии значительно улучшит транспортное сообщение ряда районов на юго-западе Москвы - Обручевского, Коньково и Теплого Стана, а также поселка завода Мосрентген в Новой Москве. Удобнее станет и студентам ряда вузов, а также посетителям и сотрудникам крупных медцентров, которые находятся в зоне притяжения этих станций. В частности, с "Новаторской" можно будет вдвое быстрее доехать до МЦК. Для этого пассажирам достаточно доехать до "Крымской" и перейти на одноименную МЦК всего за 11 минут, в то время как сейчас им требуется 21 минута.
Вся же Троицкая линия длиной 43 км, которая пройдет от станции "ЗИЛ" МЦК до Троицка, станет одной из самых протяженных и обеспечит подземным транспортом 1,5 млн жителей как Москвы исторической, так и Новой Москвы.
На схеме метро эта 16-я ветка столичного метрополитена будет отмечена изумрудным цветом. Поезда по ней будут ходить с интервалами 1 минута 40 секунд.
Восьмая пусковая
Еще одна станция, которая вводится в строй в 2024-м, - "Потапово" самой старой Сокольнической линии. Первый участок этой красной ветки длиной 11 км от "Сокольников" до "Парка культуры" открылся 15 мая 1935 года - дата, ставшая днем рождения Московского метрополитена. Постепенно линия, которая через центр соединяет восточные районы Москвы с юго-западом, прирастала новыми станциями и стала длиной 44 км - третьей по протяженности после Большой кольцевой и Арбатско-Покровской линий.
Именно красная ветка в 2016 году впервые привела метро в Новую Москву, когда от станции "Тропарево" протянулась до "Румянцево". В том же году с открытием станции "Саларьево" она шагнула еще дальше. Спустя три года, в 2019-м, после "Саларьево" заработали сразу четыре новые станции: "Филатов луг", "Прокшино", "Ольховая" и "Коммунарка". Уже тогда именно в Коммунарке в планах было связать красную и изумрудную ветки, что скоро и произойдет.
Подсчитано, что с открытием "Потапово", новой конечной станции красной линии, жители поселений Сосенское, Воскресенское и Щербинка, а также района Южное Бутово смогут значительно быстрее добираться до центра Москвы - без пересадок до "Охотного Ряда". На дорогу до БКЛ им потребуется 27 минут, или вдвое меньше, чем сегодня. Экономия времени в пути составит до 40 минут в день. Это важно и для тех, кто только собирается переехать в ТиНАО, - там планируется построить 1,3 млн кв. метров нового жилья.
Интересна "Потапово" с архитектурной и строительной стороны. Наземная станция, большая часть ее фасада остеклена: огромные окна открывают вид на город прямо с платформы. В темное время суток она будет светиться, как маяк в ночи. Кроме того, в Москве она станет еще и первой отапливаемой станцией, для чего на станцию в холодные месяцы будет подаваться теплый воздух. Инженерное оборудование, которое будет делать это, спрячет колонна, созданная известным скульптором Даши Намдаковым.
"Достоевскую" построят за пять лет
Прорабатываются и технологические решения строительства последней, 13-й станции Кольцевой линии, построенной еще в 1950 году. Разместится она между станциями "Проспект Мира" и "Новослободская". В прежних планах станция значилась как "Суворовская", но в этом году мэр Москвы Сергей Собянин утвердил новое название - "Достоевская". "Уже очевидно, что для того, чтобы не останавливать движение по Кольцевой, придется строить обходные тоннели. Это непростая задача, решение которой потребует лет пять", - сказал Рафик Загрутдинов.
В стадии строительства в Москве находится 16 станций метро: 11 на Троицкой линии, три - на Рублево-Архангельской, одна - на Сокольнической и одна станция "Достоевская" на исторической Кольцевой.