Так, первым пациентов компании оказался 29-летний американец Ноланд Арбо, который в 2016 году после несчастного случая оказался парализован ниже шеи. Он подключает нейрочип к компьютеру через Bluetooth и за счет этого общается с друзьями в соцсетях, отправляет электронные письма, читает комиксы и даже бронирует отели.
"Устройство в конечном итоге позволило мне стать более независимым", - заявил Арбо.
Исследования по вживлению электродов в мозг проводятся еще с середины прошлого века: например, Слиман Бенсмайя создал двунаправленный интерфейс для очувствления протеза - сейчас он тестируется на добровольцах, сказал руководитель научной группы "Нейроинтерфейсы" Института AIRI, директор центра биоэлектрических интерфейсов НИУ ВШЭ Алексей Осадчий.
Что касается будущего нейрочипов, то, как объяснил партнер и директор по развитию HRlink Дмитрий Махлин, существует кривая Гартнера, утверждающая цикл зрелости технологии: на первом этапе резко растет интерес инвесторов и покупателей, на втором - дойдя до пика, кривая падает, и начинается избавление от иллюзий и преодоление недостатков. Затем технология становится "настоящим бизнесом, повседневностью".
На данный момент трудно утверждать, что инвазивные нейроинтерфейсы получат широкое распространение вне медицинских задач, но это не значит, что нейротехнологии не будут развиваться, считает руководитель QLU, директор по стратегическому развитию LIFT Center Максим Острась.
"Уже сегодня конкуренцию инвазивным электродам составляют решения на базе квантовой сенсорики, которые за счет своей высокой чувствительности не нужно вживлять в мозг", - привел он пример.
Такие решения имеют меньше рисков, поскольку, если сравнивать с Neuralink, то мозг может посчитать его инородным телом и попытаться избавиться от него.
"Даже если результаты новых клинических испытаний на людях будут успешными, понадобится еще какое-то время, чтобы выявить потенциальные риски и противопоказания такого вмешательства в человеческий мозг. Побочные эффекты могут проявиться со временем", - уверена заместитель гендиректора и партнер "КОРУС Консалтинг", основатель Sellty Мария Бар-Бирюкова.
Вместе с популяризацией нейрочипов возникнут проблемы этики, конфиденциальности данных и создания нормативно-правовой базы, поскольку их вживление в мозг стирает грань между человеком и машиной. Собеседница же поддерживает технологии, которые помогают человеку, но не подменяют его когнитивные функции.
Говоря о замене смартфонов и компьютеров нейрочипами, Осадчий сказал, что это "лучше оставить научной фантастике". Разговоры вокруг технологии звучат "красиво и футуристично", однако, по мнению Махлина, должно пройти минимум десять лет, чтобы нейрочипы стали рутиной, как это случилось с другими гаджетами.