Сегодня в Омской области насчитывается 277 тысяч садоводов, но реально готово к газификации не более 600 домов. Подвести трубу к участку - еще полдела. Необходимо соблюсти строгие требования. Главное, чтобы постройка соответствовала стандартам безопасности, имела статус жилого дома, подтвержденный соответствующим документом Росреестра. Дом должен быть пригодным для проживания круглый год, пройти соответствующее обследование и получить официальное заключение органов местной власти. Владелец строения без фундамента и соответствующего утепления, с деревянными окнами, разрешения не получит.
Между тем речь идет в основном о летних садовых домиках, построенных тридцать-сорок лет назад. Подключиться к сетям, установить котел, блок питания, систему вентиляции, подключить батареи, газовую плиту может далеко не каждый садовод, в том числе из-за непомерных расходов.
- Тем не менее возможность бесплатно подвести газ не дает дачникам покоя, и сейчас на ведомственных совещаниях это тема номер один. Пользуясь случаем, омичи тянут трубу к участку. Желтых колышков на аллеях становится все больше. При этом на поверку оказывается, что положительного решения общего собрания собственников на газификацию садоводства нет. Проекта тоже не существует. Кто будет обслуживать сети, непонятно, - поясняет председатель координационного совета Омского областного Союза садоводческих некоммерческих товариществ Виктор Бобырь.
Возникают и другие проблемы.
"Газовики из-за трех участков перекопали аллею. Грязи по колено. А ремонтировать никто не хочет. Чтобы привести дорогу в порядок, надо собрать с каждого дачника пятнадцать тысяч рублей. У многих таких денег нет", - жалуются садоводы поселка Карьер.
То же самое происходит в Пушкинском массиве, Осташково и других товариществах.
Аналогичная история и с водоснабжением. Собственники хотят провести на участки питьевую воду. Активно формируют списки с ничтожным числом желающих. Делят миллионы рублей, которые требует подрядчик, на всех. Чтобы сэкономить, уговаривают соседей вступить в долю. При этом нет ни решения общего собрания, ни проекта, ни понимания, кто будет потом обслуживать сети.
- Садоводам, которые не смогут обеспечить плюсовую температуру в доме круглый год, с наступлением холодов придется самостоятельно отключаться от общих коммуникаций. Спускать воду, чтобы не порвало трубы, продувать, вести учет потребления, решать другие проблемы. И такое у "первопроходцев" уже происходит, - поясняет Виктор Бобырь.
Есть еще один нюанс, о котором почему-то забывают дачники: прокладка коммуникаций предполагает определение так называемых "красных линий", в пределах которых запрещено любое новое строительство.
Контролировать ситуацию и предупреждать о сложностях обязано правление СНТ. Однако вместо этого оно нередко лоббирует интересы подрядчика и сознательно замалчивает вероятные проблемы.
- Усугубляют проблему брошенные участки. Только в Омской области их число перевалило за пятьдесят тысяч. Тридцать лет назад их давали едва ли не всем подряд. А вот инфраструктурой и транспортом не обеспечили. Теперь целые гектары зарастают бурьяном. Фермеры готовы взять их в оборот, несмотря на дорогую рекультивацию. Но механизма изъятия и передачи таких земель до сих пор нет. Закона ждали в марте, однако парламентарии отложили его еще на год, - поясняет Виктор Бобырь.
Справка "РГ"
По данным Омского союза садоводов, в регионе зарегистрировано 534 садовых товарищества, 233 из которых расположено в черте Омска. Официальными владельцами участков являются 277 тысяч человек. С учетом членов семей дачи востребованы у каждого третьего жителя региона.