08.07.2024 15:26
Культура

Ушла из жизни народная артистка СССР Марина Кондратьева

Текст:  Анна Галайда
В 90 лет ушла из жизни народная артистка СССР Марина Викторовна Кондратьева, одна из великих солистов Большого театра его "золотого периода".
Читать на сайте RG.RU
Ушла из жизни знаменитая балерина Марина Кондратьева

Дочь сотрудника Института химической физики академика Кондратьева, в балет она попала благодаря коллегам отца, академикам Абраму Иоффе и Николаю Семенову, который осенью 1943 года привез ее из казанской эвакуации в Москву, в школу Большого театра. Прием был завершен, но Семенов узнал, что в той же гостинице остановилась Агриппина Ваганова, главное светило балетной педагогики. Он решил проконсультироваться с землячкой, а та, услышав фамилию Семенова в соединении с именем Марина, взяла девочку за руку и отвела в школу. Позже Марина Кондратьева поняла, что Ваганова решила, будто встретила тезку своей любимой ученицы Марины Семеновой.

Окончив учебу в 1952 году, Кондратьева оказалась в Большом театре и осталась в нем более чем на 70 лет! Она сразу же начала танцевать сложные сольные партии в спектаклях, где главные роли исполняла Уланова, Лепешинская, Семенова, Плисецкая. Вскоре сложилось и ее сотрудничество с Мариной Тимофеевной Семеновой, которая оставалась наставником Кондратьевой на протяжении всей жизни. Романтический облик балерины, редкая пропорциональность фигуры и красота линий, гармоничное владение разделами техники классического танца были сформированы в выдающуюся романтическую балерину ХХ века именно видением и профессиональным вкусом Семеновой. Оценивая творчество Кондратьевой, балетный критик Наталья Чернова определила главные черты ее искусства: "Есть художники, удел которых - не взрывать привычное, не поражать дерзостью новизны, а нести в своем творчестве "память культуры - память истории", раскрывать то вечное, непреходящее, что заложено в традициях классического искусства. Марина Кондратьева пришла в наш балет танцовщицей, напоминающей о прелести лирико-романтического танца прошлого века".

Эмблемой творчества Кондратьевой стала роль Жизели. Но в то же время с юных лет она привлекала внимание всех выдающихся хореографов, работавших в Большом театре. Ей доверил свои "Золушку" и "Бахчисарайский фонтан" Ростислав Захаров, для его протагониста Леонида Якобсона она стала Сюимбике - птицей счастья из балета "Шурале" и верной Фригией в "Спартаке", Василий Вайнонен увидел ее взрослеющей Машей в "Щелкунчике" и героиней балета "Гаянэ", для Леонида Лавровского она стала Музой в "Паганини" и одной из лучших исполнительниц Джульетты.

Когда в Большой театр пришел Юрий Григорович, Кондратьева стала первой московской исполнительницей его первого балета - "Каменного цветка" (Катерина) и оставалась среди его балерин много лет, танцуя в таких его спектаклях, как "Легенда о любви", "Спартак", "Лебединое озеро", "Спящая красавица". При этом Плисецкая, фактически создавшая в театре свою альтернативную труппу, пригласила ее разделить с ней роль Анны Карениной в одноименном балете.

В 1980 году закончив карьеру балерины, Марина Викторовна Кондратьева продолжила работать в Большом театре в качестве балетмейстера-репетитора и педагога. Она вырастила несколько поколений выдающихся балерин. Среди ее учениц - Наталья Осипова, Надежда Грачева, Анна Антоничева, Нина Капцова, Екатерина Шипулина и многие-многие другие. Не одна балерина из провинции оказалась в Москве и в Большом театре.

Мариинский театр представил оперу "Ариадна на Наксосе"

Воспитанная в научной среде, в непростом балетном мире Марина Викторовна Кондратьева всегда выделялась интеллигентностью и выдержкой. Казалось, никакие артистические бури не заставят ее повысить тихий голос, к которому очень прислушивались профессионалы. Не только как педагог, но и как постановщик классического репертуара она много работала в Японии, была среди тех, кто стоял у истоков балета в Южной Корее. В разные годы и в родном Большом театре она ставила Большое классическое па из "Пахиты" и "Па де катр".

Марина Викторовна была не только последней соединительницей эпох - ее мягкость, гибкость, человечность вообще смягчали совсем не мягкий балетный мир. Без нее он точно обеднел.

Театр Утраты