- Вы должны бизнес выстроить так, чтобы при поломке машины были средства на починку, приобретение запчастей. Не население должно за это платить. Сломалась машина и надо поднимать цену за проезд? Так быть не должно, - сказал Меликов.
По словам главы региона, состояние общественного транспорта в Махачкале далеко от современных стандартов - нет кассовых аппаратов, графика движения по маршруту, кондиционеров и терминалов для безналичной оплаты.
Стоит отметить, что в Махачкале, население которой приближается к миллиону, до сих пор не существует налаженной системы общественного транспорта. Пассажиров перевозят на старых 12-местных "Газелях" и автобусах малого класса "Газель Некст", где около 20 сидячих мест.
Кроме частников, есть еще муниципальное Махачкалинское троллейбусное управление, но его доля ничтожно мала. По причине износов и поломок на линию выходит всего около десятка машин.
По словам сотрудников управления транспорта мэрии Махачкалы, пассажироперевозками в городе занимаются семь частных компаний. Их владельцы настаивают на необходимости поднять тариф в связи с ростом издержек на обслуживание парка машин, удорожанием ГСМ, повышением зарплаты водителей.
"Вопрос установления тарифа на проезд рассматривался с апреля текущего года, - пояснили в мэрии Махачкалы. - Было проведено множество совещаний, на которых компании требовали установить еще более высокий, но экономически обоснованный, по их мнению, тариф. В итоге с июля стоимость проезда составит 32 рубля. Транспортные компании готовы увеличить количество машин на маршрутах, но у них не хватает водителей, которые уходят из-за низких зарплат, а платить больше при нынешнем тарифе компании не могут".
Ситуацию с ростом тарифов обсудили также в региональном УФАС. Здесь отметили, что отдельные перевозчики считают экономически обоснованным тариф в Махачкале 43-44 рубля.
- С такой позицией мы не согласны по той причине, что при прямом взаимодействии города с индивидуальными перевозчиками цена может быть ниже ныне действующей, - подчеркнул руководитель Дагестанского УФАС Каир Бабаев.
Он напомнил, что ранее УФАС Дагестана выносила предписание перевозчикам по факту монопольного сговора, предшествующего повышению цен. Но после того как компании представили свои доводы, ФАС России отменила данное предписание, посчитав, что нарушения антимонопольного законодательства не было.
В качестве альтернативы в УФАС предложили такую схему - администрация города заключает с каждым водителем договор как с индивидуальным предпринимателем на определенный срок или же договор на обслуживание всего маршрута с товариществом индивидуальных предпринимателей:
"Если неоднократно нарушил - договор расторгается. Все это будет побуждать водителей выполнять перевозки качественно. А сейчас мы видим полную безнаказанность".
Как считает председатель Общественного совета при Дагестанском УФАС Магомед Раджабов, основными пользователями общественного транспорта в Махачкале являются студенты, бюджетники и пенсионеры, по которым сильно ударит повышение цен. Такси могут вызвать далеко не все. Из-за притока туристов одна поездка по городу в час пик обходится в 300-400 рублей.
- С повышением тарифа не обеспечивается качественная услуга. Маршрутки в Махачкале не оснащены кондиционером, нет бесконтактной оплаты, на линии выходит мало машин, из-за чего люди вынуждены стоять всю дорогу в переполненной маршрутке, - отметил Раджабов.
По словам чиновников, контролировать тарифы транспортных компаний не в компетенции мэрии, так как перевозки пассажиров в Махачкале осуществляются по нерегулируемому тарифу, то есть согласно действующему федеральному законодательству у перевозчиков, работающих на муниципальных маршрутах, есть право самостоятельно устанавливать экономически обоснованную цену на проезд.
Председатель Дагестанского независимого профсоюза предпринимателей и водителей Исалмагомед Набиев рассказал корреспонденту "РГ", что, по его данным, в Махачкале более трех тысяч единиц общественного транспорта, водителей которых оформляют на 0,25 ставки или же на полставки. Сами водители ежемесячно платят компании "сумму путевого листа" - от трех до десяти тысяч рублей в зависимости от маршрута, что вполне достаточно для уплаты налогов и содержания штата компании. Но владельцы транспортных фирм, как полагает Набиев, не платят все положенные налоги. По словам профсоюзного лидера, выходом из сложившейся ситуации стала бы регистрация водителей в качестве индивидуальных предпринимателей. Тогда они смогут самостоятельно платить налоги и выбирать, на каком маршруте работать.
В минтрансе Дагестана рассказали, что до конца года для Махачкалы будет куплен 61 новый автобус. Соответствующая заявка на участие региона в 2024 году в инвестпроекте "Приобретение подвижного состава наземного общественного транспорта для последующей передачи в лизинг" направлена в минтранс России.
Обещание приобрести новые автобусы с сомнением восприняли городские активисты. Юрист и член общественного движения "Город наш" Арсен Магомедов отметил, что ранее городские чиновники постоянно проигрывали в конкурсах на получение новых автобусов и троллейбусов.
Он задал вопросы представителям мэрии Махачкалы: заявка городской администрации одобрена или нет? что значит льготный лизинг, под какой процент он идет, а также кто будет оплачивать этот лизинг? кто получит автобусы в собственность?
- Была информация, что раньше оплачивала лизинг мэрия, но в собственность автобусы ушли частным компаниям, - рассказал Магомедов.
Ответов на эти вопросы пока нет, и махачкалинцам, скорее всего, еще долго придется ездить в переполненном городском транспорте.
В Краснодаре, где также столкнулись с проблемой повышения стоимости проезда в маршрутках, попытались найти свое решение проблемы. В мэрии заявили, что выходом из ситуации может быть введение так называемых регулируемых тарифов. Это брутто-контракты, по которым перевозчик всю выручку перечисляет мэрии города, а та, в свою очередь, оплачивает компании работу - но не по числу перевезенных пассажиров, а за километраж.
Это позволяет наладить более четкое движение по маршрутам - по графику, минута в минуту. Кроме того, мэрия города имеет право поставить перевозчикам свои условия, например, чтобы транспорт был оснащен кондиционерами, удобными сиденьями, видеокамерами и т. д.
Однако в Союзе транспортников Кубани заявили, что перевозчики могут согласиться на такие условия, только если тариф на проезд позволит покрывать все дополнительные расходы, связанные с покупкой и обслуживанием техники, оплатой подорожавших ГСМ. Но в этом случае плата за проезд может подняться предположительно до 50 рублей. И разницу между стоимостью проезда для пассажира (например, 27 рублей) и реальными затратами на перевозку этого пассажира (50 рублей) должна будет оплачивать мэрия из бюджета. Получается, что из казны Краснодара надо добавлять ежегодно несколько миллиардов. И мэрия подобный шаг сделать не смогла - в итоге перевозчики просто подняли цену за проезд.