Уже сейчас "Лукойл" участвует в СПГ-проекте в Республике Конго, причем африканцы хотят расширять сотрудничество. Также ранее сообщалось о заинтересованности "НОВАТЭКа" в СПГ-проектах во Вьетнаме.
Сейчас все новые СПГ-проекты на территории России попадают под санкции США, кроме того, для частных компаний внутри России есть законодательные барьеры, мешающие экспорту сжиженного газа. В этой ситуации вложения в иностранные производства могут оказаться выгодными.
В мире приход иностранных игроков в такие проекты - явление обыденное. Крупные нефтегазовые корпорации таким образом закрепляют свое место на энергетическом рынке, где роль СПГ, по всем прогнозам, будет только расти. К примеру, британские Shell и BP, французская TotalEnergies и японская Mitsui выкупают 40% в СПГ-проекте в ОАЭ (по 10% каждой компании).
Показательно, что даже после ухода европейских и американских компаний в российских проектах остались японцы и китайцы, а в "Ямал СПГ" (завод не попал под санкции) продолжает участие TotalEnergies.
Но европейские, японские, американские компании из-за санкций потеряли возможность входить в российские проекты по производству СПГ. А Россия - мировой лидер по запасам газа. Им пришлось переключиться на другие страны, где возможна газодобыча.
Для российских компаний помимо возможности расширить свое присутствие на рынке СПГ это также вариант уйти от некоторых санкционных ограничений. По словам замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, участие российских подсанкционных компаний ограничивается в таких проектах 33%. Эксперт подчеркивает, что на деле, если в проекте есть крупный западный участник, то войти российской компании в него почти невозможно.
Проблему поможет решить наличие собственного полного цикла в СПГ. Российским компаниям имеет смысл консолидировать усилия на реализации отечественных СПГ-проектов и преодолении санкций. Вот когда мы создадим собственную автономную технологическую базу, тогда уже нужно идти в дружественные страны в качестве технологического партнера. Сейчас это может быть какими-то единичными историями, крепко замешанными на геополитику, уточняет Гривач.
При этом в производстве СПГ в Республике Конго совместно с российской компанией участвует итальянская Eni, что доказывает возможность исключений из правил.
Как отмечает директор по исследованиям "Имплемента" Мария Белова, известно, что "Роснефть" изучала возможности участия в СПГ-проектах в Латинской Америке и совместно с ExxonMobil работала над проектом в Мозамбике, а "Газпром" уже порядка 20 лет вел переговоры с Ираном о производстве СПГ в этой стране.
По мнению Беловой, сейчас перспективы участия российских компаний в зарубежных СПГ-проектах в контексте санкций во многом зависят от степени дружественности страны, в которой этот проект реализуется, и от состава участников консорциума.
Европейские и японские компании представляют регионы, зависимые от импорта углеводородов в целом и СПГ в частности, поясняет Белова. Поэтому первопричина участия в СПГ-проектах за рубежом для них - обеспечение энергобезопасности своих стран. Другая, не менее важная причина - это глобализация рынка СПГ и относительная экологичность газа. Нефтяные гиганты заинтересованы в масштабировании и диверсификации своего традиционного бизнеса. В том числе потому, что именно за газом будущее ископаемых топлив, Саудовская Аравия - крупнейший игрок на нефтяном рынке, все более активно вовлекается в газовый рынок.
Это подтверждается фактами: недавно стало известно, что крупнейшая в мире саудовская нефтяная компания Saudi Aramco хочет купить австралийскую энергетическую компанию Santos, которая владеет СПГ-проектами в Австралии и в Папуа - Новой Гвинее.
С точки зрения эксперта по энергетике Кирилла Родионова, российским компаниям не нужно спешить входить в иностранные проекты. Отрасль СПГ - первый кандидат на отмену санкций в случае внешнеполитической нормализации. Россия была и остается одним из крупнейших производителей СПГ, сейчас занимает четвертое место в мире. И в случае реализации новых проектов сохранит свое положение.
Естественно, для этого нужна отмена санкций на импорт оборудования для производства СПГ, а также отмена всех гласных и негласных ограничений на импорт танкеров из Южной Кореи, уточняет эксперт. По его мнению, это может произойти уже во второй половине 2020-х годов. И резонней подождать запуска новых российских проектов, пусть даже после некоторой паузы.