10.07.2024 12:46
Казань

Как незрячий казанец Ильгизар Хамидуллин стал мастером-гончаром

Текст:  Дмитрий Сивков
Российская газета - Неделя - Волга-Урал: №150 (9392)
Однажды Ильгизар Хамидуллин решил сделать из глины горшок, достойный цветов, которые плела из бисера его жена. А спустя три года уже победил в национальном чемпионате по профессиональному мастерству "Абилимпикс", получил звание "Ремесленник года РТ" и гран-при конкурса "Лучшие товары и услуги Республики Татарстан". Корреспондент "РГ" встретился с гончаром, который сумел, будучи незрячим, освоить непростое ремесло.
Глина, струящаяся, как вода, из-под рук мастера, невольно завораживает. / Дмитрий Сивков/РГ
Читать на сайте RG.RU

Все начиналось с флюгеров

Катерина Тихомирова в фильме "Москва слезам не верит" утверждала: "В сорок лет жизнь только начинается. Это я теперь уж точно знаю". Ильгизар Хамидуллин мог бы начало этой фразы с полным правом переиначить: "После пятидесяти лет..."

Родился он в Чистополе, в семье инвалидов по зрению. От родителей ему передалась близорукость. Очки прописали в детском саду, но мальчик не носил их, хотел быть как все. В итоге учиться пришлось в спецшколе для слепых в Лаишево. После ее окончания пошел работать на предприятие Всероссийского общества слепых (ВОС).

"В СССР слепые ощущали свою нужность, заботу о себе. ВОС решало жилищные вопросы, обеспечивало работой на спецпредприятиях. Зарабатывали прилично. 120 рублей пенсия по инвалидности, столько же зарплата. Итого 240 рублей - более чем в то время. Плюс продуктовые спецпайки давали", - вспоминает Ильгизар.

Говорит он об этом без ностальгии по жизни в Советском Союзе. Ему самому такая стабильность не по душе. Иначе бы не ушел со спецпредприятия от монотонной и однообразной работы в массажисты.

"Знаете, мне всегда нравилось мастерить что-то. В детстве и юности, пока еще немного видел, на каникулах у дедушки с бабушкой в деревне мне доступен был различный инструмент. Рукам и пальцам моим немало, конечно, доставалось, но зато флюгера, которые я тогда сделал, еще долго ветра крутили на деревенских крышах", - на время собеседник замолкает, словно через время и расстояние пытается расслышать скрип флюгера под порывами ветра с Камы.

Как в разрушенный и самый большой монастырь юга России вернулась жизнь

Это воспоминания не из тех, что подталкивают жить прошлым, а наоборот, они мотивируют на поступки, смысл которых трудно объяснить житейской логикой. Вот и на гончарные курсы записался без раздумий. Во-первых, появилась возможность открыть для себя что-то новое, во-вторых, вспомнилось, как в детстве видел по телевизору работу гончара. Завораживающая картина, когда глина струится, словно вода, из-под рук мастера, прочно запечатлелась в его памяти.

В поисках стиля

Первым его наставником стала Снежана Хайруллина, руководитель студии "Ишмурат". Она организовала в 2020 году при поддержке Фонда президентских грантов гончарные курсы, где люди с проблемами зрения могли бы познать азы гончарного ремесла. Глава семьи зазывал с собой и жену Альбину с сыном Ильнуром, имеющих тот же недуг. Поддержал лишь отпрыск. В итоге они вдвоем из двух десятков гончаров-новобранцев и дошли до выпуска.

"Жена занимается бисероплетением. Так что изначально я ставил цель сделать горшок, достойный ее цветов. Потом захотелось изготовить такое изделие, которое художнику самому захотелось бы расписать. Но теперь понимаю, что после росписи из его рук выходит уже не совсем мое. Сейчас моя задача - найти свой узнаваемый стиль и минимизировать вклад декораторов. Задумки и кое-какие наработки уже есть", - признается мастер.

Ильгизар создает свои работы, основываясь на ощущениях кончиков пальцев. / Дмитрий Сивков/РГ

На стеллажах мастерской, оборудованной в квартире, ждут своего стиля десятка два изделий, начиная от незатейливых, казалось бы, блюдец и заканчивая торжественно-изящными кувшинами с куполообразными крышками.

Коснувшись гончарного круга, Ильгизар уже не смог от него оторваться. Арендовал в студии место, обзавелся собственным оборудованием. Начал ездить туда как на работу, через полгорода на автобусе. То еще испытание для слепого! Правда, со временем пришлось обустроить мастерскую дома, чтобы не тратить время и силы на дорогу.

"Заразила меня Снежана глиной! - смеется Ильгизар, не снимая рук с горшка на круге. - Раньше мне снились женщины, а теперь глина".

- А женщины? - разве удержишься от такого вопроса.

- Снятся... но рядом с глиной! - улыбка собеседника становится еще шире.

Пара-гребец Алексей Герасимов рассказал "РГ" об исполнении спортивной мечты

Путешествие в Мекку керамики

Следующим этапом развития стали мастер-классы в Свияжске у гончара Евгения Иванова. Мастер вывел новичка на иной уровень, поставил ему руки, научил профессионально относиться к делу.

Учиться он готов. Насколько позволяют время и средства. Впрочем, некоторые соглашались наставлять коллегу по цеху бесплатно. Так было с Алишером Назировым, одним из самых известных мастеров-керамистов Узбекистана из города Риштан Ферганской области. Риштан еще называют Меккой керамики. Казанца привлекли обстоятельные и многогранные мастер-классы на ютубе, а также и то, что на третий год обучения наставник завязывает ученикам глаза, заставляя их работать вслепую.

"Меня это окончательно покорило. Знакомые помогли найти номер телефона Алишера, и мы часа полтора первый раз общались. После чего он заявил: "При первой возможности прилетайте". Благо и друг согласился сопроводить меня до Узбекистана, и есть прямой авиарейс Казань - Фергана. Почти месяц отгостил, но ни за учебу, ни за проживание, ни за питание с меня не взяли ни копейки", - с теплотой в голосе вспоминает Ильгиз.

После той поездки в Узбекистан в 2022 году было триумфальное выступление на национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди участников с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс". Стоит отметить, что в компетенции "Гончарное дело" казанец был единственным незрячим. Остальные имели инвалидность, но кто с сахарным диабетом, кто с сердечно-сосудистыми заболеваниями. А если со зрением и были проблемы, то люди лишь носили очки.

Подобный глине

Та победа стала возможной благодаря не только урокам в Мекке керамики, но и знаниям, которые Ильгизар Хамидуллин усваивал в самых разных местах. В какие-то критические моменты вдруг в памяти всплывал тот или иной совет наставника, и отчаяние отступало.

Писатель Анатолий Салуцкий сравнил Москву послевоенную и нынешнюю

Хозяин надомной мастерской сам чем-то напоминает глину, которая у него, кажется, повсюду. На одной полке - гжелка, на другой - дивеевская, на третьей - жененная (смесь), в одном углу - ярославская, в другом - шамотированная СП-4 с Урала... Вся она сухая как камень. Чтобы придать породе пластичность, ее заливают водой, которую глина с жадностью поглощает и упорно удерживает. А потом начинает легко принимать разные формы. Так вот, Ильгизар гигроскопичен, как эта самая глина. Только впитывает советы и опыт.

Без малого два года, минувших с победы на "Абилимпиксе", жизнь не стояла на месте. Был и второй визит в Риштан, но уже в качестве почетного гостя международного фестиваля керамики, затем еще один фестиваль - в Новосибирске. Корифеи гончарного дела, о знакомстве с которыми недавно можно было только мечтать: Александр Поверин, Андрей Салтан, Михаил Садовников и многие другие, - принимали его как равного. Пришло и признание на республиканском уровне. В прошлом году Ильгизару Хамидуллину присвоили звание "Ремесленник года РТ", а его кувшин "Хан" получил гран-при конкурса "Лучшие товары и услуги Республики Татарстан".

"Конечно, я бы мог поставить дело на поток или мастер-классы проводить. Но это уже халтура. Деньги будет приносить, а интереса - нет. Куда важнее научиться делать сегодня то, что не умел еще вчера, а завтра - то, что не умею сегодня, - сказал в конце беседы гончар".

Казань