В лидерах - арктические территории России, где процент дорог ненадлежащего качества выше всего. В СЗФО верхние строчки "дорожного" антирейтинга занимают сегодня Архангельская область, НАО и Республика Карелия.
По данным Счетной палаты РФ, протяженность региональных дорог в России почти в десять раз больше, чем федеральных. Тем не менее средств на их содержание выделяется значительно меньше. Хотя доля качественных магистралей растет, на конец 2023 года только 51 процент региональных и межмуниципальных дорог соответствовали нормативным требованиям (к концу 2024 года благодаря нацпроекту "Безопасные качественные автомобильные дороги" эту цифру планируется поднять до 53 процентов).
Не секрет, что ухабы и ямы часто ведут к серьезным ДТП. Если других виновников дорожно-транспортного происшествия нет, суд может обязать органы местного самоуправления компенсировать вред жизни и здоровью граждан, а также их имуществу. Причем избежать ответственности муниципалитетам в этих случаях удается крайне редко - только если находится возможность подтвердить невиновность с помощью документов.
В противном случае фемида встает на сторону пострадавших. Так, в июне Вельский районный суд Архангельской области принял решение взыскать с администрации города ущерб, причиненный автомобилю в результате ненадлежащего содержании дорог. ДТП произошло на центральной улице города - имени Дзержинского. Автоледи проехала на своем железном коне по луже и угодила колесом в дорожную выбоину, скрытую водой. Как результат - механические повреждения, исправлять которые придется в мастерской.
Сотрудники Госавтоинспекции произвели замеры выбоины - оказалось, что они превышают установленный ГОСТом предельно допустимый размер. В суде также отметили, что правила дорожного движения водитель не нарушила, предположить же, что на месте лужи была яма, не могла. А так как обязанности по содержанию городских улиц находятся в сфере компетенции администрацию городского поселения, то и отвечать за последствия придется ей: суд взыскал с администрации не только сумму ущерба, но и расходы истца на проведение независимой оценки, услуги представителя, госпошлину и почтовые расходы.
Как рассказала представитель Архангельского областного суда Ксения Соловьева, в Вельске автомобилистка смогла выиграть по суду несколько десятков тысяч рублей, но суммы бывают и значительно больше: все зависит от ущерба, который установлен по документам. В Республике Коми, например, где судебных споров по поводу плохих дорог также много, властям присудили почти миллионную компенсацию для пострадавшего автомобилиста.
Ситуация аналогичная - женщина угодила колесом в выбоину на улице города Микунь. А так как управляла она автомобилем бизнес-класса, ущерб оказался высоким. Несмотря на возражения ответчика (администрация настаивала, что ДТП произошло на дороге, которая муниципалитету не принадлежит, а стоимость восстановительного ремонта завышена), суд встал на сторону владелицы машины. Основной довод - за содержание автомобильной дороги отвечали власти города. В итоге суд удовлетворил иск в полном объеме и взыскал с администрации в пользу истца 928 842 рубля.
Право на это предусматривает законодательство России - речь идет о компенсации вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог с нарушениями закона.
Ссылаться можно также на статью 12 ФЗ, согласно которой ремонт и содержание трасс должны обеспечивать безопасность дорожного движения. На сторону пострадавших встает и Гражданский кодекс, по которому вред личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме тем, кто этот вред причинил.
А в прокуратуре Республики Коми дали совет, как компенсировать ущерб: "Факт причинения такого вреда автомобилю должен быть оформлен в установленном порядке", - разъяснили в ведомстве.
И уточнили, что в случае прибытия на место дорожно-транспортного происшествия сотрудников полиции следует внимательно изучить оформленные ими документы: справки, схемы, протокол. Факт причинения вреда автомобилю, грузу, здоровью физических лиц должен быть отражен в протоколе. К примеру, в протоколе осмотра места происшествия должны отражаться размеры просадки проезжей части (выбоины и иные повреждения), ее расположение относительно границ дороги, а также следы юза или торможения.
Отметим, что национальным стандартом установлены предельные размеры просадок и выбоин: они не должны превышать по длине 15 сантиметров, а по глубине - пять сантиметров. Есть и нормативный срок ликвидации "зимней скользкости": он составляет от четырех до шести часов в зависимости от вида дороги и отсчитывается с момента фиксации наледи или окончания снегопада.
В прокуратуре советуют также грамотно обосновать величину ущерба. Она равна сумме расходов, затраченных на восстановление автомобиля и подтвержденных финансовыми документами (чеками, сметой). Если же машину отремонтировать до суда не удалось, придется проводить экспертное заключение стоимости будущего ремонта.
Региональные власти резонно заявляют: многочисленные судебные иски еще больше истощают муниципальную казну и никак не способствуют повышению качества дорожного полотна. В Госдуме предложили системное решение - федеральный законопроект, согласно которому транспортный налог мог бы оставаться в районных бюджетах.